Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245243«Новая опера», организованная Евгением Колобовым, когда-то была примером единственного дирижерского театра Москвы. И вот опять она таким стала. Маэстро Ян Латам-Кёниг не очень часто, но последовательно преподносит нам прекрасно звучащие подарки. Прошлый сезон открылся безукоризненным Бриттеном. До этого была целая сенсация в виде первого московского «Тристана». И вот новая важная и убедительная работа — «Саломея» Рихарда Штрауса.
Опера, написанная в 1905 году и являющаяся одной из икон музыкального модерна, в наших краях ставилась всего несколько раз. Гергиев, конечно, не обошел ее своим вниманием, но для Москвы это репертуарный прорыв и большая музыкальная победа, одержанная с помощью яркого оркестра и удачного кастинга. Составов два. В обоих царит необыкновенно выразительный Андрей Попов, уже певший Ирода в Мариинке. Одна из Саломей — Таисия Ермолаева, новое имя, перспективная находка из Италии, выпускница Миланской консерватории, молодая, голосистая, свободная и сценичная. Ее партнер, Иоканаан, — Артем Гарнов из молодежи «Новой оперы» с могучим голосом, правда, пока довольно однообразным.
«Танец семи покрывал» — девять самых знаменитых минут из полутора часов этой оперы — далеко не единственное, чем можно заслушаться в спектакле. Оркестр Латам-Кёнига опутывает слушателя то мягко, то властно, то томно, то обжигающе, неуклонно ведя к черной воронке финала. От нее никуда не деться, не увернуться, музыкальная драматургия жестко выстраивает эту неотвратимость.
На сцене тоже что-то вроде черной дыры-воронки, из которой под колосники тянется загадочная черная вязь кореньев-щупалец. Чем-то похожим обмотан Иоканаан, периодически выходящий из своего подземелья на поверхность. Да и волосы его заплетены в непомерной длины лохматый канат, напоминающий о бороде Черномора. Оставшись на отрубленной голове пророка, они в результате сами оказываются удобным орудием убийства — Саломею на финальных тактах душат, а не раздавливают щитами стражников, как предписано в либретто. Саломея, между тем, — климтовская красавица в желтом платье с водопадом черных кудрей. Так что тема повышенной волосатости — одна из главных визуальных составляющих спектакля, добавляющая ему не столько четкий смысл, сколько ощущение тревоги.
Сценография в целом лаконична: пуповина из кореньев, желтая стена, по ходу дела наливающаяся красной кровью, пиршественный стол для колоритных спорящих иудеев и назаретян с приготовленной по рецепту Питера Гринуэя огромной черной птицей, раскинувшей на нем свои крыла. Он же станет ложем для нерадостной, но и не фальшивой любовной игры вольной Саломеи и Ирода (очочки, фрак, бабочка) с элементами БДСМ, в которую превращен «Танец семи покрывал».
«Саломея» — вторая совместная работа двух молодых представительниц современного отечественного театра: это год назад окончившая режиссерский факультет ГИТИСа Екатерина Одегова и более опытная художница, ученица Крымова Этель Иошпа (сценография и костюмы). Их предыдущая работа — «Интимный дневник» по произведениям Яначека — была поставлена в Зеркальном фойе «Новой оперы» и обратила на себя внимание. Новая, уже теперь совсем взрослая, полноформатная постановка, где в роли наставника-драматурга выступил известный историк оперы Михаил Мугинштейн, обращает на себя внимание еще больше. Эрос и Танатос столкнулись в ней вполне профессионально. Но хороша она, прежде всего, воздухом, музыкальностью, гибкостью и недосказанностью.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245243Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246849Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413330Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419785Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420505Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423106Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423859Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429061Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429155Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429824