Библиотечный шик

Краткий путеводитель по странному и чудесному миру library-музыки с 1960-х до наших дней

текст: Андрей Орлов
1 из 11
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    . . .

    В Электронной гостиной Политехнического музея продолжается серия лекций московского электронного музыканта Андрея Орлова, посвященных незаслуженно забытым электронным шедеврам прошлого. Раньше речь шла о японской группе Yellow Magic Orchestra, электронике из бывшей Югославии и космической электронной музыке 70-х и 80-х. На лекции, запланированной на 31 августа, Андрей Орлов будет рассказывать о library-музыке, то есть о музыке, записанной для озвучки радиопрограмм, ТВ-передач и фильмов. Как всегда, помимо обзора Андрей Орлов подготовил специальный микс.


    Library-музыка — противоречивое явление. На первый взгляд, это чисто функциональное, оформительское, прикладное искусство, которое относится к «настоящей» музыке, пожалуй, так же, как дизайн — к живописи и скульптуре. Она как бы не обязательна, звучит «между делом», сугубо функциональна и в определенном смысле рассчитана на разовое потребление, но при этом в ее лучших образцах мерцает неотразимое обаяние и скромная красота. Расцвет library-музыки пришелся на 60-е и 70-е. В 80-е и 90-е она была практически забыта, существовала в своем «гетто», но сейчас интерес к ней растет — появляются статьи о композиторах, занимавшихся library-музыкой, выходят компиляции, переиздаются на виниле забытые альбомы. Сейчас, когда время культурных героев и «великой» поп-музыки практически ушло, ее теневая, оборотная сторона — скромная library-музыка — вызывает все больший интерес именно благодаря своей необязательности, неамбициозности и «фоновости». В то же время она действительно очень талантливая и свободная: ведь помимо ремесленников ей занимались и серьезные композиторы и артисты (правда, никогда особенно не старались это афишировать) — например, Эннио Морриконе, Вангелис, Морт Гарсон и другие. И постепенно к середине 2010-х выяснилось, что жанр library оказал заметное влияние на мейнстримовую электронику и поп-музыку — как прямое, так и опосредованное: влияние жанра очевидно прослеживается в продукции таких уважаемых электронных артистов, как, например, Legowelt и Alessandro Cortini, не говоря уже о целых лейблах, которые специализируются исключительно на современной реконструкции library.

    Объем созданной за последние десятилетия library-музыки огромный, а композиторов и продюсеров, которые работали и продолжают работать в этом направлении, — сотни, если не тысячи. Саундтреки к передачам и фильмам о выращивании растений, нейрохирургических операциях, космических полетах, мистические оккультные звуковые полотна, смелые электронные эксперименты и легкие лаунж-мотивы — лишь совсем малая часть сказочного и чудесного мира «библиотечной» музыки. В этой подборке — ее 10 замечательных примеров, которые дадут приблизительное представление об этом странном и притягательном жанре.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416050
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420363
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425599
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426943