Джон Скофилд: «Моя гитара может по-настоящему кричать»

Мэтр джазовой гитары о последнем альбоме, удостоенном двух «Грэмми», новом проекте Uberjam и уроках Майлза Дэвиса

текст: Егор Антощенко
Detailed_pictureДжон Скофилд с группой Uberjam

29 июля на фестивале «Усадьба Jazz» в Петербурге состоится единственный в России концерт Джона Скофилда — одного из самых известных и титулованных джазовых гитаристов в мире. За свою более чем 40-летнюю карьеру Джон Скофилд выступал и записывался с Майлзом Дэвисом и Чарли Мингусом, Джако Пасториусом и Джерри Маллиганом. В его дискографии больше 40 альбомов, среди которых и джазовый мейнстрим, и совместные записи с известным авант-джазовым трио Medeski, Martin & Wood, и эксперименты с электронным звучанием в проекте Uberjam, с которым он и приедет в Петербург.

Джон Скофилд и Uberjam (live)

— В прошлом году вы выпустили альбом кантри-песен в джазовых аранжировках «Country for Old Men» и получили за него две премии «Грэмми»: в номинации «Лучшая инструментальная джазовая запись» и за лучшее соло. Почему вы решили обратиться к кантри и фолку?

— Мне всегда нравилось кантри, и я часто думал о том, чтобы записать джазовые версии классических кантри-песен. Вообще говоря, когда я начал играть на гитаре, фолк был очень популярен, его можно было услышать на радио и ТВ. Я начал осваивать инструмент с простых фолк-песен, как, думаю, и большинство. Потом, когда я был подростком, то играл блюз и ритм-н-блюз, а когда мне было около шестнадцати, влюбился в джаз — и уже ему не изменял.

— А почему вы не стали рок-музыкантом? Ваша молодость пришлась на шестидесятые, когда все подростки с гитарами фанатели от The Beatles, Rolling Stones, Джими Хендрикса.

— Я их тоже слушал и продолжаю любить рок. Но джаз мне казался более глубокой музыкой, более серьезной, что ли. Мне просто было интереснее играть его: импровизировать, свинговать и так далее.

John Scofield — «Jolene»

— Вы как-то сказали, что на ваш стиль больше повлияли вокалисты, чем гитаристы. Кто именно?

— Все известные исполнители блюза и соула. Арита Франклин. Рэй Чарльз. Все, у кого есть хороший голос. На самом деле, мне кажется, я просто играю так, чтобы моя гитара звучала как голос — тем более что она может по-настоящему стенать или кричать.

— До 1960-х гитара не была настолько распространенным инструментом, как во время массовой популярности рок-н-ролла. Как вам удалось выделиться из огромного количества других талантливых гитаристов? У вас была какая-то стратегия?

— Никакой стратегии не было, было безумное увлечение музыкой. Действительно, когда я оканчивал школу, гитара была у каждого второго. Не знаю, думал ли я о том, как мне выделиться, — скорее, мне всегда нравились музыканты, у которых есть что-то свое, какой-то особенный, собственный стиль. Мне кажется, это есть в джазовой традиции: если взял в руки инструмент, старайся играть так, чтобы сразу можно было сказать, что это ты.

Быть всегда свободным, готовым к дешевой работе — вот что помогает в карьере.

У каждого должен быть свой звук. Даже если копируешь какую-то музыку, она получается совсем другой. Я пробивался, потому что постоянно находился на сцене. Играл любые концерты, которые мне предлагали. Сначала меня стали замечать в Бостоне, где я учился в Berklee College of Music. Потом стали приглашать в Нью-Йорк, так как связи между этими городами очень тесные. Так мало-помалу я познакомился с Билли Кобэмом, известнейшим в то время фьюжн-барабанщиком, другими музыкантами. Быть всегда свободным, готовым к дешевой работе — вот что помогает в карьере.

— Кто-то совершенствует свою технику всю жизнь, как Джон Маклафлин. Кому-то не обязательно заниматься часами, потому что он обладает феноменальными памятью, слухом и музыкальностью — говорили, что таким был трубач Чет Бейкер. Вы тратили много времени на упражнения, чтобы достичь своего уровня?

— Я до сих пор постоянно занимаюсь. Если честно, я не знаю ни одного хорошего музыканта, который бы не тратил на занятия фантастическое количество времени. Про себя могу сказать, что я посвятил игре на гитаре всю свою жизнь.

Майлз Дэвис, Джон Скофилд и Боб Берг в Монреале

— Как вы попали в группу Майлза Дэвиса?

— Майлз постоянно интересовался молодыми музыкантами, просил у своих знакомых кого-то порекомендовать. Меня порекомендовал саксофонист Билл Эванс (не путать с пианистом. — Ред.), который играл с ним в то время. Я играл с его группой три года.

— Чему вы научились у него?

— Я стал более продвинутым музыкантом, наблюдая за ним. Я обожал то, как он играет, его стиль еще до того, как его встретил. Майлз никогда не говорил тебе, что делать, — но всегда говорил, чего делать не надо. Музыка, которую мы тогда играли, рождалась из импровизаций, но на концертах всем руководил всегда сам Дэвис. Конечно, ему многое сходило с рук — это же был Майлз, мы боготворили его. Если бы я как бэнд-лидер вел так себя со своими музыкантами, то остался бы без группы. Все бы разошлись.

— Вы играли с Чарли Мингусом, Джерри Маллиганом, Майлзом Дэвисом и даже успели познакомиться и поиграть с Джако Пасториусом, который прожил совсем недолго.

— Я мало с ним играл. Пэт Мэтини сказал мне, когда я еще жил в Бостоне, что это лучший бас-гитарист, которого он слышал во всей своей жизни, — а он не говорил обычно таких вещей. Сначала я послушал пластинку Пасториуса, и она просто снесла мне крышу — он очень повлиял на меня как на гитариста. Потом я с ним познакомился. Он мог сказать тебе: «Я самый лучший бас-гитарист в мире». И ты думал: «Ну что за идиот!» Но потом Пасториус начинал играть, и ты понимал, что это правда. И дело не только в каких-то приемах, технике. Он был невероятно музыкален.

— Расскажите, кто сейчас играет в вашем проекте Uberjam и выйдет с вами на сцену в Петербурге.

— Ритм-гитарист Ави Бортник играет на ритм-гитаре, а также отвечает за сэмплы и лупы. Он — очень важная часть Uberjam, мы написали много композиций для проекта вместе с ним. На басу у нас уже давно играет Энди Хесс — раньше он работал в нескольких известных рок-группах вроде Gov't Mule и The Black Crows. Он — настоящий мастер соул- и фанк-музыки. Нам невероятно повезло сотрудничать с барабанщиком Деннисом Чемберсом. Он играл в моей группе с 1986 по 1989 год — так что для нас это своего рода реюнион. Также его можно было видеть на сцене с Parliament Funkadelic, Карлосом Сантаной и еще множеством известных музыкантов. Многие говорят о нем как об одном из лучших фьюжн- и фанк-ударников всех времен. Мы получаем огромное удовольствие от игры вместе — надеемся, что его получит и аудитория «Усадьбы Jazz» в Петербурге!

Кроме Джона Скофилда на фестивале выступят гвинейская группа Ba Cissoko, бразильская певица Ju Moraes, проект виртуозов традиционной арабской музыки Амина и Хамзы М'Раихи The Band Beyond Borders и группа «АукцЫон». Полную программу фестиваля можно найти здесь.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244791
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246342
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412947
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419431
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423529
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428820
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429498