Один в поле воин

Александр Кушнир вспоминает забытых героев эпохи Вудстока. Глава восьмая: злоключения группы Pearls Before Swine, вдохновившейся историей Крымской войны

текст: Александр Кушнир
Detailed_picture© Last Day Deaf

COLTA.RU публикует фрагменты неоконченной книги Александра Кушнира «Поколение Вудстока: герои, маргиналы, аутсайдеры» о музыкантах, которым не повезло попасть на знаменитый фестиваль и в большую рок-историю, но это не значит, что они этого не заслуживали. В этой главе — продолжение психоделических злоключений рок-интеллектуала Тома Раппа и его группы Pearls Before Swine, с которых начался этот проект.

Pearls Before Swine — «Balaklava» (1968)

Практически сразу после выхода дебютной пластинки «One Nation Underground» лидер Pearls Before Swine Том Рапп приступил к разработке новой программы. Один из самых эрудированных умов американской рок-музыки замахнулся на концептуальный альбом c антивоенной тематикой. Прочитав множество книг по всемирной истории, Рапп обратился к событиям Крымской войны 1853—1856 годов, во время которой, как известно, из-за ошибок английского командования был уничтожен весь цвет британской кавалерии. Более бессмысленной гибели сотен солдат мир тогда не знал, но аналогии c войной во Вьетнаме прослеживались даже спустя столетие.

Основными источниками вдохновения для Тома Раппа послужили стихотворение Альфреда Теннисона «Атака легкой бригады», а также архивные записи, найденные на старых пластинках на 78 оборотов. Диски репродуцировали утробные звуки, бережно хранившиеся в Библиотеке Конгресса США в разделе «Голоса истории».

«У меня была запись реального горна, который звучал в Балаклавской долине в качестве сигнала к кавалерийской атаке, — вспоминал Рапп. — А также зафиксированный на древних валиках голос медсестры Флоренс Найтингейл, которая героически спасала жизни солдат».

Музыкальное полотно альбома «Balaklava» Рапп построил в жанре конструктивной меланхолии, сочиняя песни в стилистическом диапазоне треугольника Боб Дилан — Тим Бакли — Леонард Коэн. Он, как губка, впитывал окружавшие его «гимны свободы», легко подвергаясь различным влияниям.

«Я просто сочинял песни и наблюдал, что с ними будет дальше, — рассказывал Том позднее. — Что-то из репертуара Боба Дилана могло подтолкнуть меня в одном направлении, Тима Бакли — в другом, Jefferson Airplane — в третьем. Я синтезировал все, что было вокруг».

Как и во времена «One Nation Underground», Рапп с группой записывались в нью-йоркской студии Impact Sound вместе с проверенным саунд-продюсером Ричардом Элдерсоном, пригласившим массу музыкантов с эклектичным набором инструментов — от флейт до скрипок и английского рожка.

«У меня ушло почти полтора года на то, чтобы превратить “Balaklava” из концепции в виниловый диск, — признавался Рапп в интервью газете The New York Times. — Одни музыканты уходили из группы, другие приходили, третьи учились в колледже и никак не могли вырваться на запись. И это было ужасно».

30-минутный альбом-исповедь увидел свет в ноябре 1968 года. Он открывался тревожными сигналами трубы солдата Манфреда Ланфреда, а заканчивался звуками перемотки кассетной пленки, отсылавшей слушателя в самое начало пластинки.

Пацифистские настроения начинаются со второй композиции «Transculent Carriages», в которой Том цитировал антивоенные изречения Геродота, а в финале с горечью пел: «Иисус воскресит мертвых… но кто воскресит живых?»

«Некоторые люди думают, что мои песни безнадежны, — высказывался Рапп о темной стороне своей музыки. — Если вы заявляете, что жизнь прекрасна, то все знают, что это неправда. Но если вы в своих песнях поете о боли, то кто-нибудь наверняка это будет слушать».

Психоделическое путешествие группы Pearls Before Swine в эпоху Крымской войны, построенное на акустических балладах со звуками волынок, скрипок и шума волн, заканчивается проникновенной композицией на вневременную тему «Властелина колец». В подобном толкиновском ключе были оформлены обе стороны конверта, в которые Рапп постарался впихнуть максимальное количество эмоций. Начиная с картины средневекового побоища кисти Питера Брейгеля Старшего и иллюстраций сцен пыток из автобиографии Жана Кокто, заканчивая фотографиями антивоенной акции в Нью-Йорке. Там же было опубликовано крылатое изречение философа Джорджа Сантаяны «Только мертвые видели конец войны». Сам альбом посвящался Эдварду Словику — единственному солдату Соединенных Штатов, казненному за дезертирство в годы Второй мировой войны.

Странно, но после выхода альбома «Balaklava», который многие критики называли «лучшим в дискографии Pearls Before Swine», группа фактически развалилась. Вначале ушел органист Роджер Криссингер, а затем — басист Лейн Ледерер. В итоге, когда летом 1969 года Рапп получил приглашение выступить на рок-фестивале в Вудстоке, он был вынужден отказаться — исключительно по причине отсутствия музыкантов.

«Balaklava» оказалась последним альбомом группы, выпущенным на лейбле ESP-Disk. Том был благодарен продюсеру Бернарду Стоулману за авантюрную философию, но вместе с музыкантами его два года душило постоянное безденежье.

«Мы никогда не получали от лейбла бюджетов, — утверждал Том в одном из интервью. — Нам не заплатили даже ста долларов. Я склонен предполагать, что Стоулмана похитили инопланетяне, после чего у него отшибло память о том, где находятся наши деньги».

Вскоре Рапп подписал контракт с лейблом Фрэнка Синатры Reprise Records — с подачи нового менеджера Питера Эдмистона, который до этого работал с дружественной группой The Fugs. После этого ситуация изменилась кардинально: Pearls Before Swine окончательно превратились из рок-команды в сольный проект Тома Раппа. Порой он приглашал на сессии музыкантов из Нэшвилла, порой — из Нью-Йорка, порой — из Амстердама. В итоге Том собрал гастрольный состав, вылез из студии и даже сыграл несколько знаковых концертов — в частности, на одной сцене с Бобом Диланом, Pink Floyd и Патти Смит.

В процессе сотрудничества с Эдмистоном Рапп в какой-то момент догадался, что подписание документов было грубейшей ошибкой, позволившей менеджеру контролировать все отношения Тома со звукозаписывающими компаниями. В частности, выпускать черновики и демозаписи Раппа как номерные альбомы — и зарабатывать на подобных одесских штучках приличные роялти.

По оценкам Тома, его личный доход от многолетних занятий рок-музыкой составил около двухсот долларов. Чтобы не помереть с голоду, ему приходилось осваивать новые профессии — начиная с ассистента киномеханика и заканчивая продавцом попкорна в кинотеатре — за символическую плату один доллар в час. Долго так продолжаться не могло.

«Как-то раз я попросил нашего менеджера показать мне все контракты с Reprise Records, — вспоминает Рапп. — Мы встретились у него в офисе в Нью-Йорке. Он выдал мне увесистую почтовую сумку, запечатанную клейкой лентой. Я отвез ее к себе домой в Вудсток и там открыл. Внутри находилась… стопка газет. На следующий день я вернулся в офис, но менеджера там не было. Кабинет был пуст, и никто не знал, где его искать».

Осознав, что схема «продюсер—музыкант» построена на сплошном обмане, Том решил завязать с рок-музыкой. В 1976 году он повесил свою гитару на стену, обрезал бороду и стал заниматься юридической деятельностью. В течение последующих тридцати лет Рапп в роли адвоката по гражданским правам боролся с вселенской несправедливостью — но уже не через песни, а через суды. Что же касается его творческого наследия из девяти пластинок, оно оказалось подзабыто и по сей день требует тщательной дешифровки.

Не дожидаясь музыкальных археологов, Том решил все сделать сам. Осенью 2017 года он выпустил новое издание альбома «One Nation Underground», смикшированное боевым приятелем Ричардом Элдерсоном в разных версиях. Эта ностальгическая акция стала своеобразным подведением итогов — буквально через несколько месяцев Том Рапп скончался от рака у себя дома. В феврале 2018 года некрологи, посвященные семидесятилетнему идеологу Pearls Before Swine, опубликовали все крупнейшие издания Америки — от Rolling Stone и Pitchfork до The Washington Post и The New York Times.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244892
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246450
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413040
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419528
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423608
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428910
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429563