Приватизация «Мелодии»: «Национальное достояние не продано»

Пиар-директор фирмы «Мелодия» Карина Абрамян объясняет, почему она надеется на лучшую жизнь при новом владельце

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Игорь Родин

Известие о приватизации фирмы «Мелодия» — старейшего российского лейбла, бывшего в советское время монополистом, — вызвало массу горячих откликов в социальных сетях. Преобладали отзывы в духе «тайком продали национальное достояние с молотка и за три копейки». Повод для волнения есть: в архиве «Мелодии», накопленном с 1964 года, — около 240 тысяч пленок с записями: от речей советских вождей и шедевров мировой классики до народной музыки и детских аудиоспектаклей. В последние годы «Мелодия» не только активно и аккуратно переиздавала свой советский архив на физических носителях и цифровых платформах, но и стала записывать новый материал, причем, мягко говоря, непопулярный, — современную российскую академическую музыку. Было бы катастрофой, если бы со сменой владельца все это прекратилось.

За комментариями мы обратились к пиар-директору фирмы «Мелодия» Карине Абрамян и узнали о том, как фирма жила в последние годы, и о том, как она мечтает жить дальше.

— Для большинства известие о приватизации «Мелодии» прозвучало как гром среди ясного неба. Но для ее сотрудников и тех, кто следит за судьбой фирмы, это не было новостью. Правильно ли я понимаю, что подготовка к приватизации шла давно — еще со времен, когда Андрей Кричевский пришел на должность генерального директора (в 2011-м)?

— Она шла лет 10. Государство давным-давно решило от «Мелодии» избавиться.

— Как от «чемодана без ручки»?

— Именно. В 90-х годах «Мелодию» передали — я всегда это по бумажке читаю, запомнить не могу — в Государственный комитет по управлению государственным имуществом. При этом «Мелодия» попала в управление силовых ведомств и судебных органов. Здесь первая театральная пауза.

— Да, странное соседство.

— Понятное дело, что силовые мужи оценить значение «Мелодии» и ее архива не могли. У нас есть такая легенда на «Мелодии», что нас спас Владимир Семенович Высоцкий — потому что силовики пластинки Высоцкого знали и слушали. Поэтому нас не тронули.

Карина АбрамянКарина Абрамян© Анна Махортова

Когда я пришла работать на «Мелодию» (в 2004-м), этот комитет был уже переименован и назывался как-то похоже на Росимущество. В 2004-м у «Мелодии» студии в англиканской церкви в Вознесенском переулке уже не было — церковь подарил Ельцин английской королеве. В собственности «Мелодии» оставались еще 200–300 квадратных метров во флигеле церкви, где хранилось студийное оборудование, но пастор нас на дух не переносил и на порог церкви не пускал. Забрать оборудование мы смогли уже позже, когда во флигеле начала протекать крыша. Фонотека «Мелодии» тогда хранилась в помещении у метро «Киевская». Потом выяснилось, что эти помещения принадлежат Москве, а мы — предприятие федерального подчинения. Нас попросили срочно выехать. Начальство нас решило сгруппировать и заодно высвободить особняк на Тверском бульваре. По распоряжению сверху за два дня фонотеку, людей и все имущество нам пришлось перевезти на Карамышевскую набережную — и это очень милая деталь — в офисный центр, здание которого строилось как проктологический корпус больницы № 67.

Здание на Тверском бульваре, которое сейчас интересует всех больше всего, Росимущество в 2007 году сдало в аренду до 2032 года. Там сейчас рестораны. Мы получаем по этому договору аренды, который заключил теперь уже наш бывший собственник, 700 тысяч рублей в месяц. Здесь должна быть вторая театральная пауза.

Но недвижка первична.

— Вы же сейчас так и сидите на Карамышевской набережной?

— Да, в том же самом офисном центре. Сначала нам отдали два полных этажа. Потом пол-этажа забрали — Росимущество опять нас уплотнило. Сидим мы в страшной тесноте. На Тверском бульваре звукорежиссеры, работающие с архивом и особенно занимающиеся реставрацией, сидели в отдельных помещениях со звукоизоляцией. А сейчас они сидят как на складе — друг напротив друга — с магнитофонами Studer (профессиональные ленточные магнитофоны. — Ред.).

Слава богу, нас на улицу не выкинули, но при этом мы платили ежемесячно 182 тысячи рублей управляющей компании бизнес-центра. Платили даже за лифт — при том что мы занимаем первый и второй этажи и лифтом просто не пользуемся. А самое ужасное — когда засоряется канализация в бизнес-центре, прорыв идет на первом этаже, где расположена фонотека «Мелодии». Заливало нас не раз и не два. Благо прорывы эти случались в рабочие часы, и фонотека не страдала. Но по полу, как вы можете догадаться, разливалась неприятная жидкость с характерным запахом, а у нас ковролин, его нельзя отмыть.

— Словом, офис на Карамышевской — это «жопа» в прямом и переносном смысле. Особняк на Твербуле под арендой еще 12 лет. Мы незаметно переключились на разговор о том, какой недвижкой владеет «Мелодия».

— Это то, что сейчас интересует людей больше всего. На втором месте среди комментариев о приватизации «Мелодии» — «продали детство». Но недвижка первична.

Государство только говорило нам: а что вы так мало зарабатываете? Сократите людей, издавайте рэп.

— В интервью «Коммерсанту» в 2011-м Андрей Кричевский говорил, что в собственности у «Мелодии» объектов недвижимости на 50–70 миллионов долларов. А приватизировали фирму за 329,6 миллиона рублей. Недвижимость «Мелодии» так сильно упала в цене за эти годы?

— Это он говорил, еще когда только пришел на «Мелодию». Видимо, у него еще были радужные надежды.

— Почему ты не согласна с тем, что приватизация «Мелодии» — это продажа нашего детства в чьи-то частные руки?

— Я считаю, что детство продать нельзя. Но вообще как пиарщика меня такая людская реакция очень трогает. Я теперь точно знаю, что такое фирма «Мелодия» для большинства наших соотечественников. «Мелодия» — это наше детство. Идеальный слоган.

На самом деле журналисты до конца не разобрались в продаже «Мелодии», а народ подхватил за ними. Весь архив — 240 тысяч пленок, за которые переживают и называют национальным достоянием (с чем я совершенно согласна), — находится у нового владельца не в собственности, а на ответственном хранении. По сути, новый собственник выкупил у государства акции «Мелодии» и права на каталог. Он может использовать эту музыку или продавать права на нее, но, например, разделить архив на части и продать его третьему лицу он не может. Национальное достояние не продано, оно находится на ответственном хранении.

© Игорь Родин

— В 2011-м сообщалось, что фонотека «Мелодии» оцифрована всего на 5%. Какой сейчас процент из этих 240 тысяч пленок переведен в цифру?

— 80 процентов. Мы бы могли уже закончить, но кризис 2014 года нас очень сильно подкосил. Для того чтобы оцифровывать, нужны большой временной ресурс или большое количество людей, работающих посменно. Когда-то у нас было всего два рабочих магнитофона Studer, нам удалось найти еще два — теперь у нас их четыре. Мы на них молимся, потому что если они сломаются, то запчастей для них уже не найдешь. Когда-то у нас было восемь оцифровщиков, работающих с пленками, теперь осталось двое.

— Какие права у «Мелодии» на этот аудиоархив?

— Авторскими правами «Мелодия» никогда не обладала. Мне сейчас звонят некоторые владельцы авторских прав, обеспокоенные тем, что у «Мелодии» новый собственник, и я их успокаиваю тем, что для них ничего не изменится. Вот мы сейчас готовим к изданию новую виниловую пластинку с избранными песнями Муслима Магомаева, записанными в разные годы на «Мелодии», и так же сидим с трек-листом, связываемся с авторами песен и их наследниками и очищаем авторские права.

Почти все смежные права на записи в архиве принадлежат нам. Исключая случаи, когда к нам приезжала иностранная звезда типа фон Караяна и давала концерт: велась трансляция, которая записывалась, и она хранится в нашем архиве, но издавать ее с коммерческими целями нельзя.

В последние годы государство не потратило на «Мелодию» ни рубля.

— При продаже каталог «Мелодии» оценили в 30–60 миллионов рублей. Как получилась эта сумма?

— Выручка «Мелодии» за 2018 год составила 39 миллионов рублей (данные по 2019-му еще не подсчитаны). Из этих 39 миллионов было 1,5 миллиона рублей прибыли. Каталог оценили так: взяли годовую прибыль и умножили ее на мультипликатор в 20 — это стандартная практика для компаний, основным активом которых является интеллектуальная собственность.

— То есть оценили на глаз. Возможно ли, что тот же самый архив при каком-то другом управлении и дополнительных инвестициях может принести больше денег?

— Да, и я подозреваю, что новый собственник — компания «Формакс» — это понимает. Государство в лице Росимущества только говорило нам: а что вы так мало зарабатываете? Сократите людей, издавайте рэп.

Основная статья расходов «Мелодии» — это зарплатный фонд. У нас работают 35 человек — это около 26 миллионов рублей в год. Понятно, что на современных независимых лейблах работают пять человек максимум. Ни у кого нет 35 человек в штате. Но мы же не просто лейбл, мы — лейбл-архив. У нас два человека работают как хранители архива, четыре звукорежиссера, три классических редактора, один редактор аудиолитературных постановок, редактор эстрады на полставки — мы ее давно не издаем на физических носителях. И цифровой отдел — на сегодняшний момент у нас 3700 релизов выложено на цифровых витринах. Сейчас стриминг стал приносить нам больше 50% дохода со всех цифровых продаж: люди все реже покупают альбомы и больше пользуются подписками.

© Игорь Родин

— То есть стриминг работает и для «Мелодии», которая делает ставку на классический репертуар?

— Конечно. Что мы сейчас делаем? Допустим, был юбилей Марии Юдиной. Первое, что мы сделали бы пару лет назад, — издали бы весь архив записей Юдиной на CD, а это дисков 50 как минимум. Все это выпустить — а это огромные работы по оцифровке, реставрации, печать, особенно хорошая полиграфия — будет запредельно дорого. Сейчас мы делаем так: издаем 10 дисков в бокс-сете для олдскульных чуваков. А дальше все «мелодиевское» наследие Юдиной публикуем большими цифровыми релизами. Первый релиз, выпущенный в день рождения Юдиной, — все ее записи Баха — получил полмиллиона прослушиваний: Бразилия, Канада, Мексика. А Россия в этом списке на 42-м месте.

— Бразилия, Канада и Мексика — это сейчас топовые музыкальные рынки после США и Великобритании. Россия пока даже не входит в десятку.

— Мне все равно непонятно, почему, когда наступает канун Нового года, в рейтинге Apple Music на первом месте стоит «Щелкунчик» в исполнении Лондонского симфонического оркестра. Не Рождественский, не Светланов, не Федосеев. Я не понимаю, почему наши граждане выбирают Лондонский симфонический оркестр!

— А что выбирают наши граждане из каталога «Мелодии» — какие самые популярные записи в России?

— Владимира Семеновича Высоцкого — его два альбома с ансамблем «Мелодия» и Мариной Влади, детские песни (мы делали к 50-летию сборник 50 лучших песен) и Анну Герман. Вот наши три туза.

Если бы нас купили из-за недвижимости, я бы на «Мелодии» больше не работала.

— Так вот оно какое, наше детство. Возвращаясь к продаже «Мелодии»: почему аукцион прошел так внезапно и почему в нем участвовали всего два претендента?

— Аукцион был объявлен за месяц — об этом написала даже «Парламентская газета». Нам было очень неспокойно. Я понимала, что 7 февраля нас может купить непонятно кто. На «Мелодию» приезжали представители потенциальных покупателей — девелоперов и просто риэлторских компаний и ходили по нашему офису, оценивая площадь; в это время у меня бежал холодок по спине.

— В аукционе мог принять участие любой — и физическое лицо, и юридическое?

— Любой, у кого была готовность заплатить 320 миллионов рублей стартовой цены. Аукцион был открытым — в нем было пять заявок. Трех физических лиц — у меня нет информации, кто это, — Росимущество не допустило до аукциона. Там же надо не просто подать заявку, но и перечислить задаток — 64 миллиона рублей, которые теряются, если на аукционе не подтвердить намерение купить по стартовой цене. Шаг в торговле был в 9,6 миллиона рублей; «Студия Союз» не сделала следующего шага, поэтому на аукционе победил «Формакс».

Я, если честно, рада, что «Мелодию» купили люди из индустрии, потому что, если бы нас купил кто-то другой — из-за недвижимости, я бы на «Мелодии» больше не работала.

— Ты уверена, что «Формакс» купил «Мелодию» не из-за недвижимости? Ты можешь по-простому объяснить, чем они занимаются?

— «Формакс» создал цифровой плеер Fonmix, которым пользуются кафе, рестораны, детские центры, супермаркеты и другие публичные пространства. В плеере содержатся различные плей-листы в разных жанрах — от народной музыки и джаза до танцевальной электроники. У них 30 тысяч клиентов, пользующихся их услугами, и 15 представительств по всей стране, а также представительства в Казахстане и Белоруссии.

Им, прежде всего, интересен наш каталог детских записей и классической музыки.

Высоцкий, детские песни и Анна Герман — вот наши три туза.

— То есть с этого дня в 30 тысячах кафе и ресторанов по нашей стране начнут играть Баха в исполнении Юдиной?

— Я была бы не против.

— «Мелодия» имела с «Формаксом» дело раньше?

— Они обращались к нам за лицензированием детских песен.

— Ты знакома с главным собственником «Формакса» Михаилом Суконцевым?

— Нет, пока не встречались. Я знакома с генеральным директором Валерией Брусникиной. Мы с ней встречались и до приобретения «Формаксом» «Мелодии», поскольку вращаемся в сфере интеллектуальной собственности. Я представляю людей, которые управляют этой компанией. А кто владеет ей — зачем мне это знать?

Мне важно, что новые владельцы понимают, что такое «Мелодия» и что у нее есть команда: для меня важно сохранить коллектив и продолжить делать то, что мы делаем. Если мне предложат новые пути увеличения прибыли, я буду только за — если эту прибыль мы сможем потратить на новые записи классической музыки. Мне важно, чтобы фирма развивалась и не ассоциировалась только с архивом советского периода. Если сейчас посмотреть наш релизный план, он наполовину составлен из переизданий архивной музыки и наполовину — из новых релизов. Мы только что записали и готовим к изданию Габриэля Прокофьева с оркестром Opensoundorchestra, произведения Павла Карманова в исполнении Алексея Любимова, «Персимфанс» с Аленой Баевой. Только в марте выйдут цифровой альбом Антона Батагова с «Гнесинскими виртуозами», диск «Цветы и сказки» Полины Осетинской и Елены Ревич, новый альбом гитариста Артема Дервоеда. От нового собственника идет посыл, что я могу дальше это продолжать, — мне этого достаточно.

© Игорь Родин

— А была уже встреча нового владельца с коллективом «Мелодии»?

— Пока нет.

— Тем не менее с 7 февраля для коллектива «Мелодии» ничего не поменялось?

— Пока нет. Вообще. Если «Мелодии» будет что-то угрожать, я же молчать не стану.

— Ты видела статью на «Звуках.ру», где высказано предположение, что Михаил Суконцев — это зиц-председатель и на самом деле это Андрей Кричевский так консолидирует активы?

— Нет, не видела этой статьи. Но если бы это был Андрей Кричевский — я бы тебе об этом сказала. У меня такой информации нет.

— Как тебе кажется, 329,6 миллиона рублей за «Мелодию» — это справедливая цена?

— Для меня «Мелодию» нельзя оценить в деньгах. Я живу в своей реальности, и мне кажется, что деньги не совсем про нас. Мы на «Мелодии» выпускаем музыку и предполагаем, что тем самым делаем этот мир немного лучше.

«Мелодия» — это не только здания и архив: это еще и люди.

— Не хочешь ли ты попросить у нового собственника увеличения зарплат коллективу?

— Хотела бы. Зарплаты точно надо увеличивать — они у нас небольшие. Средняя зарплата на «Мелодии» — от 50 до 70 тысяч рублей, и 70 — это очень хорошо. При этом к нам очень неудобно добираться — минут 40 от ближайшего метро. Однако в пятницу москвичи, узнав о продаже «Мелодии» и испугавшись, поехали к нам в офис на Карамышевскую за винилом.

Но для начала у меня другие желания.

— Какие?

— Модернизация архива — нам надо поработать над его хранением. Нам нужны другие стеллажи и много чего еще. На это нам нужно около 10 миллионов рублей. Мы говорили об этом с Росимуществом, но на это у них не было денег. За все эти годы нашим государством на поддержание и развитие «Мелодии» не было потрачено ни рубля. А вот новый акционер план модернизации архива поддержал.

— Давай еще о приятном поговорим — о мечтах. Чего ты хочешь для «Мелодии»?

— Я хочу новый офис — такой, чтобы сотрудники могли дойти до него от метро пешком и чтобы звукорежиссеры получили достойные условия работы. Я хочу, чтобы люди могли приезжать к нам выпивать чашку кофе и слушать музыку — не в магазин, а в такой корнер с книгами о музыке и винилом. Я хотела бы зал с роялем для необычных лекций и камерных концертов. Я хотела бы, чтобы вокруг «Мелодии» было создано культурное пространство.

Ведь «Мелодия» — не только здания и архив: это еще и люди, благодаря которым мы смогли ее возродить. Я работаю на «Мелодии» уже 16 лет, и только последние пять лет я перестала слышать вопрос: «Как, вы еще живы?» Теперь уже ни у кого не осталось сомнений — мы живы.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245347
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246946
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413433
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419853
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423921
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429220
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429903