12 августа 2020Современная музыка
888

Intelligency: «Всегда есть выбор оставаться свободным, и мы его использовали»

Авторы вирусного хита «Август» из Белоруссии — о том, как пришел мировой успех, и о протестах в своей стране

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© ER

История белорусской группы Intelligency — яркий пример того, что порой большой успех приходит совершенно неожиданно и как-то сам собой. Этой весной их трек «Август» с прошлогоднего альбома «Renovatio» (а точнее, сэмпл из него) стал вирусным благодаря соцсети TikTok, вследствие чего песня попала в мировые тренды и чарты Shazam, группу подписал лейбл Warner, а вышедший в мае клип уже набрал более 15 млн просмотров. Это ошеломительный успех для любого артиста с постсоветского пространства. И в целом заслуженный — коллектив существует уже семь лет и у себя на родине хорошо известен и уважаем благодаря симпатичному и своеобразному стилю, в меру танцевальному и в меру лиричному, который сами музыканты называют техно-блюзом. Александр Нурабаев позвонил вокалисту и гитаристу Intelligency Всеволоду Довбне в Минск и выяснил, как изменилась жизнь группы за этот год, каких белорусских музыкантов стоит послушать и почему сейчас вся Белоруссия выходит протестовать на улицу.

— Не могу не начать разговор с событий, которые сейчас разворачиваются на улицах белорусских городов и за которыми, переживая, в России пристально следят. Многие белорусские музыканты уже высказались по ситуации с выборами президента и по всему происходящему. А какая позиция группы Intelligency?

— Я буду искренен и скажу, что раньше мы на эту тему не разговаривали. Но в этом году случился переломный момент, когда произошло наслоение факторов друг на друга, начиная от коронавируса и заканчивая реакцией нашей власти на банальные вещи, на которые можно было не реагировать. После этого у нас сложилось мнение, что нельзя, будучи уверенным в себе и своей правоте, так реагировать на вызовы. Реакция властей была неожиданной и некорректной — это нас не просто удивило, но и коснулось. Нашего гитариста задержал в центре города ОМОН, он был избит, и поэтому у нас могла быть только одна реакция: если твой руководитель и твоя элита начинают реагировать таким образом и делают это систематически на протяжении полугода, то у людей не остается иного выхода, как воспринимать это сквозь призму протеста.

Раньше мы на эту тему не разговаривали.

— А сами вы выходили на улицу с народом?

— Мы выпустили видеообращение. Единственная наша сильная сторона — это возможность высказаться в медиапространстве, чтобы нас услышали люди. А также мы выходили на разрешенные акции протеста в рамках пикетов кандидата Тихановской. С нашей стороны — защита своих голосов, и мы с мирными протестами присоединяемся к гражданам Белоруссии с 9 августа и далее каждый день.

— За всеми этими событиями немного даже и забылось, что для группы Intelligency 2020-й стал прорывным — ваш трек «Август» выстрелил очень громко и на весь мир. Как изменилась жизнь после этого?

— У нас выросла аудитория, нас вдруг стали показывать по ТВ, хотя у нас достаточно специфический жанр музыки. Нас стали знать в Европе, появились какие-то большие и неплохие прослушки в других странах — в Германии, Польше, Штатах, во Франции. В целом творчество расширило свои границы и нашло своего слушателя во всем мире.

— Насколько мне известно, сами вы ничего специально не делали для успеха этого трека — в TikTok не заливали и сами этой соцсетью не особо пользуетесь, песня просто зажила своей жизнью. Так ли это?

— Да. Самый популярный вопрос нашей группе — «Кому вы занесли денег, чтобы трек стал такой популярный?» Этот вопрос нас наиболее забавляет, потому что этот трек жил своей жизнью и собирал критическую массу прослушиваний до начала февраля, потом произошел бум — и все. Мы планировали снять на него клип, планировали с ноября, но не могли никак выбрать грамотную съемочную режиссерскую группу, которую бы мы еще и могли себе позволить. А к моменту, когда трек начал стрелять (в конце февраля), мы уже знали, что снимать будет Антон Мамоненко, и все совпало.

© ER

— Успех наступил в тот момент, когда его по-настоящему сложно оценить, потому что нет концертов и «Август» вы еще не играли на публике, которая бы ему подпевала.

— Мы его все-таки играли вживую и видели, что даже до этого бума песне подпевали и была бурная реакция. Это было с сентября прошлого года — он вышел в июле, а в сентябре люди бурно реагировали, и мы понимали, что это особенная песня. Массовые мероприятия в Белоруссии до сих пор происходят — недавно у нас было мероприятие в таком заведении, как «Песочница». В Минске это конгломерат заведений, которые находятся в центре города; есть видео в интернете, показывающее, что на нашем выступлении были 1000–1500 человек, и, когда я спросил у зала, кто пришел сюда, зная только одну песню, была поднята половина рук. По поводу плюсов и минусов — я воспринимаю то, что мы не можем выступать, как определенный плюс, иначе все осенние выступления базировались бы на одном хите. А эта отсрочка дает нам возможность лучше представить себя и другие композиции. Плюс осенью выйдет новый EP, и мы думаем, что люди гораздо шире успеют с нами познакомиться. Поэтому для нас это определенный плюс. Конечно, хотелось бы отыграть осенью, но перенести все концерты на весну, наверное, лучше.

Потом произошел бум — и все.

— В прошлом году вы участвовали в телешоу «Песни на ТНТ», где в жюри были Тимати и Баста. Зачем вы туда пошли?

— Для нас это было случайное решение: выглядело это так, что за день до начала отбора, буквально в восемь вечера, было принято решение ехать туда утром. Я узнал, что в жюри будет Василий Вакуленко, а мне импонирует то, что происходит с «Газгольдером» и как он развивается. Я имею в виду всякие интернет-проекты, которые задумал Баста. Да, он очень противоречивая личность, но возможность пообщаться и поиграть музыку менеджеру «Газгольдера» нам была интересна. Мы были первыми, кому сказали «да» в московском отборе из 20 тысяч человек, и когда мы ехали обратно, то поняли, что надо продолжать. На удивление, понравился этот трек и менеджменту Black Star. Мы по приколу туда поехали, но обрели бесценный опыт. Еще выяснили, что многие люди из Comedy Club Production слышали раньше наши песни; нас это удивило вдвойне. Я думал, надо мной один из менеджеров прикалывался, когда говорил, что слышал о нас. Я думал, что он стебется, но по прошествии получаса он сам ко мне подошел и сказал: «У вас были концерты в Москве и Питере, я не попал, но очень хотел», — и я понял, что это не прикол.

— А это отразилось на количестве подписчиков? Это открыло вас новой аудитории?

— Если честно, да. Но это была последняя монета в копилку выводов о том, что сегодня в медиасреде аналоговый ТВ-сигнал начинает сильно проигрывать интернет-площадкам. Мы убедились на собственном опыте — это придало нам слушателей, но в малом количестве, в отличие от того, что происходит сейчас. Нам есть с чем сравнивать, и отличие — в разы.

— После бума, связанного с треком «Август», за вас развернулась настоящая борьба между мейджорами Warner, Sony и Universal. Насколько я слышал, в Sony вам предлагали очень выгодные финансовые условия, но вы выбрали Warner. Почему?

— Ситуация была следующая: мы были уверены, что подпишемся на Sony, и их менеджер уже вылетел в Минск, чтобы с нами подписываться. Но в вечер его вылета нам позвонили из Нью-Йорка и спросили, поставили ли мы свои подписи. Мы сказали, что нет. Звонящий спросил, сколько у него есть времени. Мы сказали, что часа три. Он сказал: «Я с утра сделаю вам такое предложение, от которого вы не откажетесь». Утром мне приходит СМС с содержанием предложения. Я был за рулем и решил остановиться, потому что оно было неплохим. Потом в Sony стали предлагать столько же, но мы подписались с Warner по той причине, что они не меняли позиций и сделали предложение с одного раза плюс показали заинтересованность. Мы поняли, что не имеем права отказываться, когда такой интерес. Это была уже не рыночная история, а с отношениями — нам очень важно было отношение, и Warner выиграл в этом плане.

© ER

— Содержание СМС — это коммерческая тайна?

— Это коммерческая тайна, но могу сказать, что в содержании были финансовая сторона и другие аспекты. Когда мы прочитали, то поняли, что для нас это будет очень круто. Если бы мне год назад сказали, что за треки можно получить столько денег, я бы с завтрашнего дня ничего не делал.

— Полагаю, что вам дали и полную творческую свободу?

— Да. Нас удивило, что Warner в вопросе отношений помимо финансовой стороны обозначил следующее: «Чтобы мы зарабатывали вместе, надо, чтобы вы были свободны. И нам невыгодно, чтобы вы были в заложниках, потому что вы не сможете выдавать материал, и вам невыгодно». Это было юридически дружелюбное предложение. С точки зрения концертов и творческой свободы нам грех жаловаться, потому что мы абсолютно свободны. И, когда мы видим скандалы некоторых артистов с лейблами, мы удивляемся, потому что у них наверняка была опция быть свободными и они то ли не интересовались этими аспектами, то ли не поняли. Всегда есть выбор оставаться свободным, и мы его использовали.

— Последние клипы уже снимались на деньги лейбла?

— Нет, мы с ноября планировали снимать клип, но не могли найти команду. И только когда бахнул «Август», это как столкновение факторов — мне одновременно позвонил человек и предложил снять, и еще был готов профинансировать Samsung. То есть клип готов был снять Samsung. В эти же выходные, как только мне позвонил человек, лейбл получил готовое видео с готовым треком уже через неделю после подписания, не потратив ни копейки.

— Насколько мне известно, у вас у каждого остается постоянная работа, с музыкой не связанная. Это потому, что музыкой было не заработать на жизнь, или нравится совмещать?

— Причина очень простая: некоторые ребята на трудовом контракте, и хочется по-человечески расстаться с работодателями. А музыка нам позволяет абсолютно заниматься только ей, и мы с завтрашнего дня могли бы не выходить на работу. Если бы нам было по 20–25 лет, мы бы завтра и не вышли, но мы взрослые и адекватные дядьки и понимаем, что если мы завтра не выйдем на работу, то послезавтра нас можно будет найти где-нибудь в кювете в плане личностной деградации. Просто когда на тебя такое сваливается и ты свой режим переводишь в режим тотальной расслабухи, мы прекрасно понимаем, чем это чревато. Мы видели примеры многих звезд шоу-бизнеса, которые за короткие сроки летели в тартарары и в физическом, и в психическом плане. Это гораздо страшнее, чем быть неуспешным. Например, я работаю как ИП, и я не смог оставить свою работу, потому что она мне интересна. И она мне пока не мешает — это миф, что для того, чтобы зарабатывать на музыке, надо заниматься только музыкой. В сегодняшнее время это миф даже по нашему примеру. В век интернета и новых технологий написания музыки есть куча программ, которые позволяют ускорять процесс, и все сводится к тому, есть у тебя вкус и талант или нет. Если у тебя есть вкус и талант, то ты можешь быть одновременно музыкантом, дизайнером и художником и зарабатывать. А если этого нет, то нечего тратить время — ничего не получится.

— Возможно, скоро откроются границы, возобновятся концерты, и у вас все должно пойти еще круче, чем раньше. Если придется выбирать между музыкой и работой, которая нравится, что ты выберешь?

— Если весной будут постоянные концерты на протяжении более двух-трех месяцев, то на время мы оставим работу. Я могу позволить себе найти кого-то на замену, чтобы поддержать дела, и контролировать по дистанционной связи. На два-три месяца, пока будет тур, мы будем заниматься только музыкой, но я сомневаюсь, что даже после тура мы будем заниматься исключительно музыкой. Время своей жизни надо заполнять различной деятельностью, иначе мозги деградируют и ты превращаешься в амебу. Например, рисовать, дизайнить, изучить архитектуру — сегодня возможно все, было бы желание.

© ER

— Группа Intelligency — еще одна успешная группа из Белоруссии, которых в последние годы все больше и больше. Можно ли всерьез говорить о «белорусской волне» или «белорусском вторжении»?

— Дело в том, что у нас еще много подпольных музыкантов, которых мало кто слышал. У нас большой пласт музыкантов, которые пока не выстрелили, но творчество у них не хуже. Если покопаться в интернете, то можно найти очень интересных ребят. С чем это связано и можно ли это считать волной — я считаю, что можно. В Белоруссии непропорционально большое количество музыкантов на 100 тысяч человек. Почему это произошло? Я это связываю с тем, что у нас уникальное географическое положение и менталитет белорусов. У нас же была еврейская межоседлость — у нас жили евреи и поляки, были католики, православные. В Белоруссии никогда не стоял вопрос национального разделения, потому что все было смешано. У нас много кто жил, и нас многое сплачивало. Это явление смешивания: у нас интересная молодежь, есть о чем поговорить, поэтому среди них может быть много культурных людей — музыкантов и так далее. Но, к сожалению, есть такой же противовес в отсутствии гражданской позиции и интереса к собственной стране. Это сочетание таланта и пассивности.

— Назови нескольких интересных белорусских музыкантов, которые пока еще малоизвестны за пределами Белоруссии.

— Не знаю, насколько хорошо этих артистов знают, скажем, в России. Я назову тех, кого мы слушаем. Нам нравится творчество певицы Palina, у которой телеканал НТВ и продюсерская группа безбожно украли аранжировку сверхкрутого кавера «Позови меня с собой» Пугачевой. Это ее аранжировка и ее идея, но их украли. Нам нравится Super Besse, очень крутая группа. «Молчат дома» — классные чуваки, Groove Dealer — молодые ребята, вообще неизвестные, делают бодрый электронный фанк. «Петля пристрастия» — для нас это культовая группа. Аня Жданова — не очень популярная певица, очень талантливая, но неизвестная, электронный музыкант. Алеся Друк и ее коллектив MAXIMALIZM — электроника мирового уровня, но никто ее не слышал.

— Я общался с одним занятным персонажем — «Блеском Бати».

— Мы его знаем, очень крутой. Я могу сказать, что в Белоруссии «фриковое» творчество очень прикольно представлено и классных коллективов непропорционально много. Из подобного — у нас есть культовая для Белоруссии группа, называется «Разбiтае сэрца пацана». Она представляет странного лирического белорусского молодого героя, который работает на заводе и играет рок-н-ролл в стиле Arctic Monkeys с крутыми аранжировками. Их самые классные песни — «Культавы» (там есть строчка «Когда я пьяный, я культовый, а культовый я всегда»), «Палюбiла Гапара» и «Электрычка». Это охрененно дорогой рок-н-ролл, качественные аранжировки, но это стеб над нашим обществом. В Белоруссии это культовая группа, о которой в России никто не слышал, но они бы взрывали залы.

Мы будем продолжать выступать на улицах, даже если станем космически известными.

— А из современных российских исполнителей кто вам нравится?

— Из всех, кого хочется перепеть и чье творчество ложится на слух, — мне нравились некоторые вещи группы «Мы», они своеобразные. Мне нравится группа OQJAV; не знаю, что сейчас с ними происходит, но то, что там было раньше, когда была вокалистка Катя, было прикольно. Песня «Не парень» — просто космос. Есть классные электронщики — Mujuice, например, но он уже пенсионер. Сколько он пишет музыку, люди столько не живут. Therr Maitz (Антон Беляев) — тоже классный музыкант, особенно последний проект, где они перепевают попсовые треки. Наверное, нам ближе Therr Maitz и Mujuice, но лично мне нравятся джаз и душевные, классные песни.

— Вы называете свой жанр техно-блюзом. С техно понятно, но что там от блюза? Живые инструменты и меланхоличное настроение?

— На самом деле техно-блюз — это немного самоирония. Это прикол, потому что блюза там почти нет. Хотя больше всего нас роднит с блюзом пентатоника. У нас все гармонии строятся на минорной пентатонике.

— Все семь лет, что вы существуете, вы практиковали уличные выступления. А сейчас вы продолжите выступать на улицах или уже обстоятельства не позволят? Мол, стали слишком известными.

— Если бы мы стали космически известными, мы бы продолжили, потому что это приносит удовлетворение — это принцип состязания с собой. Это здорово, это поддерживает, иначе расхолаживаешься и допускаешь ошибки. Все, что происходит в Белоруссии, происходит потому, что нет состязательности и нет ощущения твердой земли. Что такое игра перед людьми? Это состязание. Люди находятся перед тобой в двух метрах, они пришли бесплатно и случайно, а ты перед ними играешь. И либо они говорят, что твое творчество — класс, либо они давят на тебя психологически и ты думаешь, что бы сыграть, чтобы они уже обрадовались. Поэтому уличная игра — это вызов и общение с залом. Так что мы будем продолжать, даже если станем космически известными.

— Ты сказал, что осенью будет новый ЕР. Что это будет за материал?

— Новый материал практически дописан, и либо в конце августа, либо в начале сентября мы его представим: четыре новые песни и одна композиция как outro — можно сказать, будет пять новых треков. Один из них выйдет вперед синглом. Короче, продолжим знакомить слушателя со своей музыкой получше.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244960
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246515
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413096
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419579
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423650
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428953
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429609