«Блеск Бати» и ковбойская романтика

Рок-н-ролл, виски, опасные красотки и немного слез в песнях таинственного музыканта из Минска

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© «Блеск Бати»

«Блеск Бати» — это проект таинственного музыканта из Минска, представляющегося как Андрей Стратокастер. Андрей любит рок-н-ролл, ковбойские шляпы, Jim Beam и ярких опасных красоток, с которыми все всегда непросто, о чем и поет низким голосом под аккомпанемент гитары и драм-машины. Звучит одновременно и старомодно, в духе классических рок-произведений 70-х и группы «Зоопарк», и свежо (что-то подобное с успехом делает инди-икона 2010-х Mac De Marco). Проект существует с 2015 года, но более-менее о нем заговорили лишь с выходом третьего альбома «Ковбои тоже плачут» минувшей осенью — артиста стали звать на фестивали и корпоративы, а через несколько месяцев Батя взял Гран-при инди-премии Jager Music Awards в номинации Young Blood. В марте этого года «Блеск Бати» отправился в тур по России и Белоруссии, в ход которого вмешалась пандемия COVID-19, а за пару часов до московского выступления в клубе Powerhouse Андрей Стратокастер выкроил немного времени для разговора с Александром Нурабаевым и, как подобает настоящему ковбою, кратко и по существу ответил на все вопросы.

— Начнем с актуального. Как на твоем туре сказывается вся эта история c COVID-19?

— Только сейчас так сложилось, что сделали лимит по людям — максимум 50 человек (разговор состоялся 19 марта. — Ред.). Если я рассчитывал, что в Москве, Питере или Минске будет побольше людей, чем в других городах, то теперь везде выходит примерно одинаково.

— А сколько ты обычно собираешь?

— Я давным-давно не давал сольных концертов, в основном играл на корпоративах. В 2017 году я дал пару концертов на фестивалях в Москве, Питере и Минске и после этого не играл вообще. В прошлом году я сыграл на фестивале «Ритм» в Минске, меня заметил парень и предложил сыграть в Ping Pong Club Moscow — и поехало.

— Пинг-понг-клуб? Люди играют в пинг-понг, пока ты поешь?

— Да, там выступают диджеи, различные артисты. И проходят соревнования по пинг-понгу.

— Получается, это первый сольный тур «Блеска Бати»?

— Это первый тур и первый раз, где я играю где-то помимо Санкт-Петербурга, Москвы и Минска.

— И как, успешно проходит?

— Где-то вообще отлично — например, в Перми. Я не думал, что меня так встретят. Ну а где-то, я думаю, меня не знают или организация подкачала. Но в целом я рад.

— Есть ли у тебя директор или менеджер?

— Нет, все своими силами. Но где-то мне помогает Леша (друг Андрея. — Ред.) — он помог пробить какие-то концерты. Это Нижний, Уфа и Пермь. Плюс он весь тур за рулем. А так менеджеров нет — все сам: и записываю, и обложки делаю.

— В одном интервью ты сказал, что в России тебя знают больше, чем в Белоруссии. Почему так?

— В России лучше обстоят дела с рок-сценой, в Минске чуть попроще. И просто в России больше комьюнити, поэтому меня здесь больше знают. Белоруссия — страна поменьше, наверное, зависит от этого.

А почему я выиграл, я не знаю. Жюри, наверное, посчитало мою музыку актуальной.

— В белорусских медиа тебя относят к «новой белорусской волне». Поясни, что это за явление.

— Наверное, это те музыканты, которые в наше время существуют, выступают и записывают музыку.

— Какие имена? Навряд ли имелись в виду Макс Корж и Тима Белорусских. Может, «Петля пристрастия», мощно выстрелившая в прошлом году?

— Их, наверное, нельзя назвать «новой белорусской волной», потому что они играют давно. Хотя я тоже не знаю, что значит «новая», — я играю с 2015 года, это уже не совсем новое.

— Какую музыку ты слушаешь?

— Классический рок — AC/DC, Deep Purple, Scorpions, Uriah Heep, Creedence. Из отечественного предпочитаю «Кино» и «Зоопарк».

— Да, влияние «Зоопарка» хорошо заметно. А также женский образ в твоих песнях очень напоминает майковский: он тоже собирательный, романтичный и роковой. Настоящая femme fatale. Есть ли за этим образом реальные истории?

— Да, в основном это реальные девушки. Я пишу о конкретных людях, но пытаюсь завуалировать их. И получаются какие-то вымышленные образы — красная помада или джинсы Levi's не означают, что у нее это было.

— А что будет, когда ковбой найдет свою ковбойшу? Изменится тематика песен?

— Думаю, изменится. К примеру, «Рок-н-ролл не подведет» — это ода рок-н-роллу, а не любви. Всегда найдется, о чем написать.

— Это тоже будет называться «Блеском Бати»?

— Конечно, но я, возможно, когда-нибудь поменяю свои образ и стиль. Я даже не предполагал, что буду ковбоем, но так сложилось. Я купил себе ковбойские боты и шляпу. А потом, когда я записывал альбом, подумал, что его нужно сделать концептуальным, ковбойским.

— Как родилось словосочетание «Блеск Бати»?

— Потому что кто-то сказал, что я — Батя. И я добавил слово «блеск». Похоже чем-то на название известной рок-песни «Black Betty».

— Где ты записываешься?

— Я записываюсь дома. У меня кассетный восьмидорожечный магнитофон Yamaha. Звучание мне нравится. Мне кажется, чтобы играть рок-музыку, не обязательно покупать гитару за 1000 долларов, не обязательно идти на студию звукозаписи и платить кучу денег. Это другой подход к музыке.

— Гитара у тебя Stratocaster, я полагаю?

— Да, мексиканский Fender 2009 года, взял в кредит год назад, чтобы записать новый альбом, до сих пор за него плачу. Прошлый «Страт» продал из-за долгов.

— Драм-машина с тобой с самого начала?

— Драм-машину я покупал только для альбома «Ковбои тоже плачут» и потом продал. Я хотел максимально отказаться от компьютера, потому что до этого были сэмплы из компьютера.

— А выступаешь ты под драм-машину?

— До этого тура я выступал с кассетным магнитофоном — включал подложку с кассеты. Для этого тура я купил себе дешевенький пульт Behringer и запускаю подложку с айфона.

— Ты взял главную премию Jager Music Awards в номинации Young Blood. Для тебя это стало неожиданностью?

— Для меня это было супернеожиданностью, потому что я ничего для этого не делал. Раньше я просил кого-то голосовать, и не было никакого результата. А тут я просто залил трек «Sexy Girl» и победил.

— Чем, по-твоему, песни «Блеска Бати» зацепили членов жюри?

— Простотой, наверное, потому что легко запоминается текст. Плюс название — «Блеск Бати» звучит круто. А почему я выиграл, я не знаю. Жюри, наверное, посчитало мою музыку актуальной.

— Это как-то повлияло на количество поступающих предложений?

— Не сказал бы. Я выиграл съемку клипа и по возвращении в Минск буду этим заниматься. Мне выделяют деньги, и надо будет снять профессиональный клип. Потом они запостят от своего канала на YouTube. Какой-то резонанс, думаю, будет. Эта премия точно не впустую. Всем советую попробовать: может, и вам повезет.

«Хадн дадн» взяли такую же премию на предыдущей церемонии, а теперь выступают в шоу Урганта и собирают большие залы.

— Мне кажется, тут одной премией не отделаешься — скорее всего, у них хорошие менеджеры. Я не слушал, но, мне кажется, у них поп-музыка? Я не могу представить, чтобы «Блеск Бати» играл у Урганта. Но было бы неплохо. Смотрю иногда его по телику.

— Собирается ли одинокий ковбой Андрей Стратокастер стать большой рок-звездой?

— Я создаю музыку в свое удовольствие. Если будут резонанс и слава, то о'кей, но делать что-то специально для этого — я считаю, это полный отстой. Можно тогда делать рэп, который сейчас востребован, но не получать от этого удовольствия. Надо просто, чтобы было в кайф, и если я по-прежнему буду собирать по 30 человек, то о'кей — значит, такая моя судьба. Но я кайфую от процесса звукозаписи, и, если так же кайфуют эти 30 человек, значит, кайфую не я один. Конечно, чем больше людей, тем лучше, но у меня не это в приоритете. Я делаю музыку для себя.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244971
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246528
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413106
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419586
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423657
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428960
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429616