13 ноября 2020Современная музыка
433

«Это мечтания о других мирах в эпоху отсутствия альтернативы»

Почему бруталистская архитектура стала популярной у поколения TikTok? И какова ее связь с постпанком и советской волной? Объясняет британский архитектурный критик Оуэн Хазерли и подбирает музыку к нашим панелькам

текст: Иван Белецкий
Detailed_picture© Courtesy of Owen Hatherley

На обложке альбома «Этажи» минской группы «Молчат дома» мы видим отель «Панорама» в Словакии — бруталистскую перевернутую пирамиду. Картинка стала настолько вирусной, что в закрытой фейсбук-группе Brutalist Concreteposting, посвященной бетонной модернистской архитектуре 50-х — 80-х, при вступлении предупреждается: не стоит постить здесь «Молчат дома». Белорусской группой, получившей сейчас международное внимание, связь послевоенного архитектурного модернизма и мрачной рок-музыки не ограничивается: в «бруталистских» плей-листах, популярных у пользователей Spotify, собирается весь цвет восточноевропейского постпанка — начиная от российских «Кино» и «Дурного влияния» и заканчивая югославскими Pekinška Patka. Архитектурные образы бесконечных модернистских кубов и пирамид, или заводов, или рядов панелек мы найдем у каждой второй постпанк-группы из РФ: «Городка чекистов», «ДК посторонних», «Конца электроники» и так далее.

Почему вдруг бруталистская архитектура зажила альтернативной жизнью в клипах и на обложках альбомов современных музыкантов? Иван Белецкий поговорил об этом с британским архитектурным критиком Оуэном Хазерли, автором книг «На площади» и «Воинствующий модернизм».

«Молчат дома» — «Дискотека»

— Сейчас определенное количество постсоветских постпанк-групп использует образы модернистской архитектуры. Например, «Конец электроники» — проект Института Ленина авторства Ивана Леонидова, а «Молчат дома» — фотографии отеля «Панорама» и северокорейских монументов. При этом мы знаем, что ранний британский постпанк сам любил и бруталистскую архитектуру, и восточноевропейский дух. Как вам кажется, насколько прочна ассоциация «Восточная Европа — мрачная музыка — модернистская архитектура»?

— Я думаю, это некие глубинные процессы, которые протекают уже давно. Мы можем заметить их уже в конце 1970-х и начале 1980-х и сейчас наблюдаем, как эти музыка и эстетика возвращаются. Это похоже на связь между джазом и архитектурой ар-деко или, например, на связь между ранней электронной музыкой и куполами Бакминстера Фуллера. Это довольно простая синестетическая метафора, и не думаю, что тут есть повод для ламентаций, — хотя и можно сказать, что она становится немного скучной.

— «Молчат дома» — группа из Беларуси, и это используется ими для продвижения, они позиционируются именно как группа с постсоветского пространства, да еще и из тоталитарной страны. Но при этом «Молчат дома» совершенно не используют архитектурное наследие собственно СССР: в оформлении их работ и постов в соцсетях мы видим то «Панораму» в Словакии, то отель «Рюген» в КНДР, то работы Клеменса Гритла. Почему это работает?

© Иван Белецкий

— Это на самом деле забавно, и это вскрывает механизм того, как бруталистская архитектура и типовая застройка воспринимаются «советскими» или «восточноевропейскими», даже если с исторической точки зрения это некорректно. Мы можем это увидеть, например, в документальном фильме о Sex Pistols «The Filth and the Fury», где говорится, что Англия 1970-х — «как Восточная Европа». Я не очень много знаю о «Молчат дома», но, кажется, они могут быть немного похожи на Laibach — тщательно продуманная игра с метафорами плюс сатирически переосмысленные иконические образы.

— Можно ли говорить, что массовая культура находит у бруталистской (и прочей модернистской) архитектуры в Европе и на постсоветском пространстве разные основания для дистопичности — связанные с геттоизацией у вас и связанные с тоталитарным прошлым у нас? Российские постпанк-группы гораздо чаще прибегают к гетто-образам постсоветских жилых районов, но, кажется, на Западе слушателю интереснее получать именно «советские бруталистические» образы?

— Как историк архитектуры и в некотором роде социальный историк, я думаю, что все эти метафоры очень слабо связаны с реальностью. Например, мы не говорим о «гетто» в Польше, где все эти типовые дома были и остаются нормой для самых разных классов общества. То же самое, полагаю, происходит и на постсоветском пространстве — уж слишком много я знаю академиков и журналистов, которые живут в пресловутых панельках, чтобы думать по-другому. Точно так же большинство социальных жилищных комплексов в Великобритании никогда не были гетто. Лишь с немногими из них у нас был действительно плохой опыт, что было сильно раздуто прессой и политиками, которые хотели дискредитировать идею социального жилья. Это все мифологизация, поверхностное восприятие, сформированное в большей степени научной фантастикой и видеоиграми, чем реальной жизнью — чаще всего будничной и обыденной, несмотря на драматичность и масштабность этой архитектуры. Настоящие гетто есть в США и, возможно, во Франции. И да, западной аудитории могут нравиться эти образы, но давайте не будем притворяться, что на постсоветском пространстве не занимаются экзотизацией собственной истории и культуры, когда это удобно: в России или Польше это происходит уже как минимум два столетия.

Оуэн ХазерлиОуэн Хазерли© Courtesy of Owen Hatherley

— А нет ли в том, что эти проекты стали восприниматься неудачными, вины музыкантов или режиссеров, которые, кажется, максимально утрировали ту связь массового жилищного строительства, конструктивизма и дистопии, о которой я говорил? И ведь сейчас это продолжается, так ведь? Например, британский грайм продвигался в том числе через очевидные «гетто»-коннотации, связанные с британским социальным жильем.

— Я думаю, здесь есть две стороны медали. Да, тот же грайм и иже с ним пришли из [британских] жилищных комплексов, и люди реально выросли в них, и неравенство там было абсолютно реальным. Но то, что там происходило, имело больший акцент на обыденности, чем на дистопии. Если мы посмотрим большую часть клипов с грайм-исполнителями, то окажется, что это люди просто используют пространства, откуда они родом, а не фетишизируют их. Но когда бюджеты увеличиваются, уже начинается их использование для подчеркивания драматизма пространства, а реальность перестает иметь значение. Например, Skepta снял в клипе прогулку по Барбикану — элитному бруталистскому комплексу, где, я полагаю, даже он не смог бы купить квартиру.

Skepta — «Shutdown»

— Интересно было бы поговорить о социальном содержании месседжа, который передают эти группы. Если в начале восьмидесятых можно было говорить о том, как постпанк использует дистопические архитектурные образы в качестве комментария к неолиберальной политике, то что мы можем считывать из этих образов сейчас? Зачем молодежи в TikTok нужен нарочито мрачно поданный отель «Панорама»?

— Тут мы возвращаемся к теме научной фантастики и компьютерных игр: все это — про волнующее чувство «непохожести», про впечатляющие пространства, обладающие романтикой, которую вы не прочувствуете в торговом центре или коттеджном поселке. В этом всем также есть доля мечтаний — отчасти эскапистских, отчасти идеалистических — о других мирах в эпоху отсутствия альтернативы и надвигающегося климатического апокалипсиса.

— В России есть своеобразный антипод подобного постпанка — soviet wave, советская волна — мечтательная, ностальгическая синтезаторная музыка, воскрешающая «позитивные» поп-культурные советские образы: широкие чистые проспекты, дома культуры, оптимистичные ряды новостроек. Может ли быть западному наблюдателю интересен такой «парадный» СССР, восходящий не к дистопии, а к утопии детства (как английская хонтологическая музыка)?

© Иван Белецкий

— Осмелюсь сказать, что да. И, вероятно, это имеет столь же малое отношение к реальности. Ну, может быть, чуть большее. Я полагаю, что люди могут счесть эту музыку интересной, но я не слишком хорошо с ней знаком: экспериментальная музыка тех лет — например, польский джаз или композиции для синтезатора ANS — кажется мне гораздо более интересной, чем подобные разновидности ретротопических игр. Почему бы не обратиться напрямую к оригиналам?

— А какая музыка для вас лично (то есть если попробовать не думать о коннотациях популярной культуры) ассоциируется с брутализмом и вообще с европейским постконструктивизмом?

— Я думаю, конкретная музыка, включая и ее относительно популярные проявления вроде работ BBC Radiophonic Workshop, будет самым очевидным ответом, причем не только из-за каламбура (Оуэн имеет в виду параллель между musique concrète и béton brut / raw concrete — строительным бетоном, который является главным материалом бруталистов. — И.Б.). И брутализм, и конкретная музыка проистекали из схожих идей, отвечали на схожие вопросы приблизительно в одно и то же время. Постпанк же больше говорит о жизни в этих пространствах — будь то позитивный рассказ, как у Human League, или очевидно негативный, как у Joy Division.

— Один из традиционных ответов русских постпанк-музыкантов на вопрос, почему они играют такую нарочито мрачную музыку, — «ну а какую еще музыку можно играть среди бесконечных панельных домов?» (как будто бы в этих же самых домах не играют любую другую музыку). Вы были в России; каков был бы ваш саундтрек к нашим панелькам?

— Я думаю, почти невозможно представить какую-нибудь универсальную музыку для мест, где живет большинство населения страны. Но если выбирать, я бы назвал какую-нибудь советскую синтезаторную — вроде этой:


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244870
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246431
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413024
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419513
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423591
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428898
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429551