Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244850Этим летом сервис Bookmate запустил книжные сериалы, для которых записывает саундтреки аналогично тому, как это делается в киноиндустрии. Для мистической «Кожи» Евгении Некрасовой одноименную композицию записал дуэт «АИГЕЛ», над фэнтези-детективом «Охотники за книгами» работает группа «Источник», а для создания аудиоверсии научно-фантастического сериала Шамиля Идиатуллина «Возвращение “Пионера”» была приглашена музыкальная лаборатория Kotä.
По сюжету сериала в 1985 году троих подростков отбирают для участия в секретной космической программе «Пионер». В лучших традициях жанра в руках 12–13-летних подростков оказывается судьба всего человечества — в феврале 1986-го к Солнцу вернется комета Галлея, от которой ученые ждут неприятностей.
Аудиотрейлер к сериалу «Возвращение “Пионера”»
Комета Галлея — реально существующая яркая короткопериодическая комета, названная в честь английского астронома Эдмунда Галлея. Это первая комета, для которой определили эллиптическую орбиту и установили периодичность возвращений к Солнцу — каждые 75–76 лет. Ее следующее появление ожидается 28 июля 2061 года. В 1986 году комета Галлея стала первой кометой, исследованной с помощью космических аппаратов, в том числе советских аппаратов «Вега-1» и «Вега-2». Эти данные советских спутников были переведены (сонифицированы) в музыку лабораторией Kotä и стали основой саундтрека.
Спутники «Вега-1» и «Вега-2» собирали данные о магнитном поле кометы Галлея, они фиксировали восемь потоков данных — координаты самих спутников и четыре параметра поля. Числовые значения трансформируются при помощи синусоидальных осцилляторов в звуковые волны, которые масштабируются под слышимый диапазон. Из положения спутника в пространстве получается фоновый дрон, из данных о магнитном поле — более мелодические элементы. Изменения числовых значений приводят к генерации музыкальных событий. При этом данные прогоняются через осцилляторы с разными скоростями, что дает дополнительное разнообразие. Весь этот процесс можно назвать сонификацией данных (по аналогии с визуализацией — это отрисовка различных графиков и диаграмм).
Аудиофрагмент сериала «Возвращение “Пионера”»
Идея сонифицировать данные принадлежит издателю Мике Голубовскому и саунд-дизайнеру Кире Вайнштейн, которая обратилась к своему постоянному соавтору — композитору Михаилу Мясоедову, сооснователю компании Kotä, издающей современных композиторов и звуковых художников, а также занимающейся исследованиями в области звука и звукового восприятия.
Kotä существует с 2011 года. Изначально было открыто музыкальное издательство. Со временем к издательству добавилось направление по исследованию звукового воздействия, которое развилось до сотрудничества с Институтом психологии Российской академии наук в области звуковой нейрокогнитивистики и применения различных звуковых сред. Результаты исследований лаборатории находят практическое применение как в коммерческих, так и в творческих работах.
Аудиовизуальная работа Глеба Глонти и Михаила Мясоедова, приуроченная к открытию новой площадки фонда Ruarts в Трубниковском переулке и первой выставке произведений из собрания фонда
«Сначала мы думали о том, чтобы взять за основу звуки NASA. Но оказалось, что, в отличие от изображений и видео, у “звуков космоса” нет лицензии public domain, а получать разрешение долго и сложно, — рассказывает о процессе Кира Вайнштейн. — Поэтому мы решили сделать что-нибудь своими силами. Имитировать звуки средствами компьютерных программ и синтезаторов очень легко. Но нам хотелось документальности. И тогда я предложила найти данные каких-нибудь исследований, которые подходят для нашей истории, и преобразовать их в звук. Сонификация — это очень популярный прием как в искусстве, так и в науке. В космосе нет звуков, поэтому все, что мы слышим (и то, что выпускает как таковые, скажем, NASA), получается в результате подобных процедур. И это так или иначе “фантазия”. В итоге Мика нашел данные о магнитном поле кометы Галлея».
Аудиофрагмент сериала «Возвращение “Пионера”»
«Сонификацией и алгоритмической музыкой мы занимаемся давно, — рассказывает Михаил Мясоедов. — У нас было много подобных проектов. Из последних можем выделить проект для фонда Ruarts, где видео и звук были получены путем алгоритмического преобразования данных о коллекции фонда, и работу для бюро Logic, в которой мы преобразовывали в звук архитектурные формы. Вообще тема звуковой экологии в больших архитектурных объемах и в целом городских пространствах — одно из наших основных направлений исследований и работы сейчас.
Оформлением аудиокниги занимаемся впервые. Все проекты с данными мне очень нравится делать, потому что интересно, как они поведут себя в музыкальном контексте, и тут просто все совпало, сам сюжет подсказал, какие данные нужны, и мои любимые абстрактные звуковые текстуры оказались в тему».
«Voiced Architecture» — аудиовизуальная инсталляция, в основе которой лежит технология пространственного сканирования и сонификации пространства
В каждом новом эпизоде сериала появляются новые звуки, саундтрек меняется в зависимости от развития сюжета.
«Текст очень разнородный, — объясняет Кира Вайнштейн. — Например, в прологе действие происходит в настоящем времени и объединено одним контекстом — авиаперелета. Там мы использовали найденные field recordings. А вот уже в главах звук работает как в кино. Подчеркивает смену планов, драматургические повороты. Миша генерирует на основе данных треки и присылает мне их по слоям. А я уже выбираю то, что подходит мне для той или иной задачи, и собираю проект. Например, где-то мне нужна только пульсация, где-то — шумы, похожие на звуки приборной панели, где-то — мелодичные дроны».
«Когда Bookmate прислал текст “Пионера”, я прочитал его на одном дыхании. Такой старый добрый ироничный sci-fi в духе Кира Булычева и Роберта Шекли, люблю такое, — говорит Михаил Мясоедов. — Когда я работаю с данными, то выполняю функцию композитора-интерпретатора. Я не могу влиять на основу композиции, поскольку она продиктована в этом случае данными со спутников, но воплощаю свое творческое начало в подходе к преобразованию данных в звук. В выборе тембров, наложении звуковых слоев, работе со временем. Для этого в софте от cycling74 — MAX есть множество инструментов. MAX — это традиционный софт для таких целей, визуальная среда для объектно ориентированного программирования, которая позволяет гибко настраивать взаимодействие между данными, звуком и визуалом».
Аудиофрагмент сериала «Возвращение “Пионера”»
Новые эпизоды сериала «Возвращение “Пионера”» выходят на Bookmate еженедельно по средам.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244850Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246411Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413005Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419497Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420169Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422822Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423577Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428746Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428885Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429539