15 сентября 2014Современная музыка
406

Олег Гаркуша: «Я — человек, живущий одним днем»

Шоумен «АукцЫона» о документальном фильме «Еще», своих медийных друзьях, ремонте в арт-центре «Гаркундель» и танце Гаркуши

текст: Александр В. Волков
Detailed_picture© РИА Новости

Мы разговариваем с Олегом Гаркушей — шоуменом группы «АукцЫон» — в гримерке клуба «Б2». Зал заполняет наэлектризованная публика, на ходу оформляется список гостей, в котором мелькают реальные звезды нашей рок-музыки. Духовая секция разогревается — издает пугающие звуки, а Гаркуша под этот фон отвечает на вопросы, раздает автографы, подписывает буклеты лимитированных переизданий альбомов и афиши «Еще» — первого полнометражного фильма про «АукцЫон», который с 18 сентября будет показан в 15 городах России. Как ни парадоксально, но Гаркуша в общении — человек импульсивный, но серьезный. Недаром на афише концерта «Друзья Гаркуши», назначенного на 17 сентября в «ГлавКлубе», между Сукачевым и Макаревичем красуется его суровый портрет.

— «Еще» — событие для нашей музыки, не так часто у нас появляются документальные фильмы про группы, которые выпускают в российский прокат. А есть у вас к нему какое-то личное отношение?

— Какое отношение? Хорошее отношение! Дорогого вообще стоит, что про наш коллектив сняли полнометражный фильм. Он получился емкий, красивый. В конце просмотра от осознания, как это все замечательно, я чуть не всплакнул. Это здорово и приятно.

— Раньше никому не удавалось так близко подобраться к «АукцЫону». Как это получилось у режиссера Дмитрия Лавриненко? Как он на целых семь лет, пока шла работа над фильмом, оказался «своим»?

— Понимаете, «АукцЫон» всегда был, во-первых, некоммерческой группой, а во-вторых, музыканты, которые творят в этой группе, все спонтанны. Они все спонтанно пришли, спонтанно собрались, наш стиль, который тоже называется «аукцЫон», спонтанно образовался. Лавриненко же вот именно спонтанно нарисовался — с желанием снять клип, и спонтанно у него получился не клип, а фильм. Человек просто подошел и сказал: можно? Ему ответили: ну давай, снимай!

(Клипы Лавриненко за это время «АукцЫону» тоже снял — на песни «Хомба», «Карандаши и палочки», «Думал» и, например, «Падал». — Ред.)

А я им отвечаю: я тоже ничего не понимаю!

— То есть вы все там — особенные?

— Есть вещи, которые нельзя сформулировать! Знаете, я не люблю такие «философские» вопросы. Я — человек, живущий одним днем, и меня совершенно не интересуют и раздражают вопросы типа «каковы ваши творческие планы» или «что вы скажете о группе “АукцЫон”». Отличный однажды был разговор с фанами, которые приехали из области, из Невской Дубровки. Такие взрослые люди, более похожие на бандитов. Они подходят ко мне и говорят: Олег, мы слушаем «АукцЫон» 15 лет — и ничего не понимаем. А я им отвечаю: я тоже ничего не понимаю!

Здесь объяснять ничего не надо. Кто ходит на концерты, получает определенный заряд эмоций, позитивных, как правило. Позитив может быть со слезами, а может быть и со смехом. Люди по-разному реагируют, но в любом случае мы негатива не несем. Хотя многие песни у нас жесткие, а может, даже и страшные, но при этом реакция изумительная! Они безумные в хорошем смысле этого слова и радостные.

— Создавая формальную видимость негатива, вы создаете позитив?

— Не знаю, это вопрос не ко мне, это туда — наверх (показывает пальцем)! Там все записывается, документируется, а потом уже — или туда (показывает вверх), или сюда (вниз)

— Как Лавриненко вел себя в роли режиссера? Он жесткий, требовательный?

— Как-то подкарауливал, ездил на рыбалки, еще куда-то. Да нет, не жесткий — заходил в гримерку перед концертами и приставал с вопросами.

Это просто концерт — хороший концерт. Ноу комментс!

— Примерно как я сейчас?

— Примерно как вы, да.

— Понятно. Прокомментируйте работу лейбла «Геометрия» по выпуску эксклюзивных переизданий ваших альбомов.

— «Геометрия», на мой взгляд, — интересная контора-фирма-объединение. Они делают громаднейшее дело. Их издания — подарки для людей, которые любят хорошую музыку. Они, как правило, дополнены такими архивами, что я сам не представлял, что такое есть на свете!

— Как организовано общение фирмы с музыкантами? Есть ли давление, какие-то требования?

(с серьезным лицом) Давление есть, конечно! Это пытки ежечасные, потом налоговая история — с каждого музыканта снимается очень много денег каждый день… Ну вы поняли, надеюсь, что это была шутка. Ну какое давление, ну что вы…

— Я имею в виду, что могли быть вполне реальные требования — дайте такую-то музыку, такие-то картинки, измените что-то…

— Никаких «дайте»! Приезжает, например, в Питер замечательный Женя Гапеев (саунд-инженер, работающий с переизданиями «АукцЫона». — Ред.), роется в моем архиве и выискивает что-то интересное. Помимо этого, он же по всему миру эти редкости ищет.

Нашлись добрые люди, многие помогают. Шнур подкинул деньжат, Петя Мамонов тоже.

— Так сейчас издают музыку во всем мире. «АукцЫон» много играл за границей. Есть сейчас у группы какая-то зарубежная история?

— У нас есть западные релизы. Скоро должно выйти очередное переиздание от «Геометрии» — альбом «Как я стал предателем»: он изначально выходил на Западе. Недавно в Америке вышел альбом Леонида Федорова — с Джоном Медески и Марком Рибо — «Разин Рим и Лев».

— Расскажите про концерт в «ГлавClub'е» — «Друзья Гаркуши».

— Концерт будет 17 сентября. К Андрею Макаревичу и Гарику Сукачеву добавились Сергей Галанин («СерьГа»), Игорь Растеряев, лидер «АукцЫона» Леонид Федоров и Иван Демьян («7В»). Будут и «специальные» гости.

— Это же не «простой» концерт? Какая в нем заложена идея?

— Идея очень проста. В прошлом году моему арт-центру «Гаркундель» правительство Санкт-Петербурга выделило помещение. Оно полностью убито, все внутри ломалось, вывезли семь или восемь грузовиков мусора, там нужно делать ремонт. Он делается только по субботам-воскресеньям. До завершения далековато, но помещение на глазах преображается. Работают волонтеры, но, естественно, нужны немалые деньги. Потом уже — на приобретение аппаратуры и так далее. Мы собираем деньги при помощи краудфандинга, но получается, к сожалению, немного.

Решили сделать благотворительный концерт для сбора средств. В Питере уже был такой концерт, в клубе «А2» выступали Шевчук, Арбенина, Чиграков, Чистяков, Федоров, Илья «Черт» Пилот, Саша Чернецкий. Такие же медийные, замечательные и легендарные будут и в Москве выступать совершенно безвозмездно.

Человек просто подошел и спросил: можно? Ему ответили: ну давай, снимай!

— Каково артисту сталкиваться с такими проблемами?

— Нормально. Нашлись добрые люди, многие помогают. Шнур подкинул деньжат, Петя Мамонов тоже. Благодаря хорошим, добрым людям это строится. Приходят неизвестные люди, дают мне определенное количество денег, кто-то просто сто рублей дает.

— Чем арт-центр будет заниматься?

— Такой некоммерческий арт-центр очень нужен: место, где будут репетировать, записываться, играть музыканты — и известные, и неизвестные. Там будут проходить благотворительные вечера для детей, детдомовских инвалидов, бабушкам и дедушкам будем кино показывать, театральные постановки, будет галерейная история, выставки художников и фотографов.

— При взгляде на состав участников концерта странно было бы не спросить, будет ли в нем какая-то политическая составляющая.

— Ни в коем разе! Об этой составляющей говорить не буду. Это просто концерт — хороший концерт. Ноу комментс!

— Расскажите про свое сольное творчество.

— Все спонтанно происходит. Иногда я помогаю молодым музыкантам в их творчестве — где-то подпел, где-то даже спел. Сравнительно недавно один благотворительный фонд придумал историю — известные музыканты записывают сказки. Я пару сказок зачитал — про телефон, например, Толстого рассказ, кажется, «Ворон и воронята», потом мне предложили по Хармсу что-то сделать. Нужно думать о новой книжке.

— Есть такое понятие — «танец Гаркуши». Он со временем меняется?

— Не знаю! Пока силы есть.

— Он и в клипах, и в фильме «Еще». Получается, что есть стиль! Неужели никто не пытался его описать, зафиксировать?

— У меня была смешная история. В одном доме культуры, где мы выступали, был кружок, детишек учили танцевать. Меня зацепила учительница этих танцев и сказала: Олег, будьте любезны — покажите, пожалуйста, как вы танцуете! Ну я там сделал пару па. Они рты открыли, а учительница сказала — нет, это невозможно повторить!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249421
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416068
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420376
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425614
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426957