19 февраля 2015Современная музыка
113

Теренс Блэнчард: «Расизм и все такое — от страха и неуверенности»

Маститый американский трубач о работе со Спайком Ли, силе искусства, своем звуке и своем учителе Арте Блейки

текст: Александр Беляев
Detailed_picture© Vincent Isola

На фестиваль «Триумф джаза» привозят американского трубача Теренса Блэнчарда. Маститый джазмен, трубач из поколения «молодых львов», плодовитый кинокомпозитор выступит в России впервые, хотя имя и фамилия этого уроженца Нового Орлеана у нас давно и хорошо известны. Его альбомы тиражировались в пиратских копиях, а диск стандартов «Let's Get Lost» — дуэты с джаз-дивами уровня Дайаны Кролл и Кассандры Уилсон — был хитом продаж и в магазинах легального аудио. Однако по пластинке «Let's Get Lost» не надо судить о музыке Блэнчарда, его профиль — изобретательный постбоп. В Москву известный джазмен привозит свою группу E-Collective и материал нового альбома «Magnetic». В преддверии московских концертов музыкант рассказал COLTA.RU про свои кинопроекты, расизм и Арта Блейки.

О роли случая

В киноиндустрию я попал совершенно случайно. И никогда этого не скрывал, собственно. Я был сессионным музыкантом на записи саундтрека для фильма Спайка Ли «Блюз о лучшей жизни» («Mo' Better Blues», 1990). Сидел в студии, наигрывал что-то на фортепиано. Спайк случайно услышал, музыкальная фраза его заинтересовала, и он просто предложил сочинять музыку для следующего его фильма (имеется в виду «Лихорадка джунглей», 1991. — Ред.). Так и пошло-поехало... Чистая удача, правда.

О новом кинопроекте — музыке к фильму «Черное или белое» с Кевином Костнером

Проблемный фильм. Кино начинается легко и беззаботно, а продолжается рассказом о реальных семейных проблемах, которые большинство людей обсуждать не хочет. Я очень доволен результатом нашей работы. Что мы сделали такой фильм, что не отошли от изображения насущных проблем, не свернули с пути.

Я написал несколько саундтреков для Спайка Ли (в том числе к картине «Малкольм Икс». — Ред.), но фильмы о расовых проблемах — это для меня не главное. Не то чтобы дело принципа — сотрудничать только в таком кино. Нет. Просто меня приглашают на фильмы с подобной тематикой. А вообще в моей фильмографии есть что угодно: фильмы про любовь, баскетбол, «Любовь и баскетбол» (картина 2000 года. — Ред.)... Даже научная фантастика — «Бунраку»!

Музыка ничего в обществе исправить не может.

О том, чем джаз отличается от киномузыки

Часто спрашивают: «Чем ваш джаз отличается от вашей киномузыки?» Это не глупый вопрос, а вполне естественный. Играть джазовые концерты и писать саундтреки — вещи, на первый взгляд, совершенно разные, но по сути одно очень хорошо дополняет другое. Это дорога с двухсторонним движением. Скажем, я всегда хотел быть композитором, но у меня как джазмена нет шанса работать с большим оркестром, и только запись саундтрека предоставляет такую возможность. Для кино я освоил электронику — саундтрек к «Бунраку» вообще полностью электронный. Люди даже не верят, что это я его сделал. Многие думают, что в кино тебя ограничивают, что это такое творчество сугубо прикладное. Ничего подобного: кино — это свобода и масса возможностей. И опыт концертирующего импровизатора тут помогает: быстро соображаешь, ищешь решения, пишешься с одного-двух дублей...

О том, как искусство решает проблемы

Наш президент — афроамериканец. И только при нем вскрылись проблемы, которые как бы не существовали. Нам врали о них. Религиозные вопросы, сексизм и так далее... Сама по себе музыка ничего в обществе исправить не может. Но что вообще может сделать искусство? Оно может заставить рефлексировать, открыть сердце. Открыть так, как слова не могут — сила слова просто ограниченна в этом смысле. Музыка, звук, танец и визуальные искусства — там есть нечто осязаемое, и их сила воздействует гораздо глубже, чем сила слов. Кстати, это одна из причин, почему я еду, например, в Москву: я не знаю русского, но музыка все расскажет. Слушая музыку, люди чувствуют себя спокойнее. А весь расизм, шовинизм и все такое прочее — это все от страха и неуверенности.

© Nitin Vadukul
О воспитании виртуозов

У меня довольно музыкальная семья — отец часто слушал оперу, пел. Когда у меня обнаружили слух и какие-то способности, меня сразу отдали учиться. Я не из прирожденных виртуозов. Мне пришлось много заниматься. Собственно, я до сих пор оттачиваю технику и работаю над звуком.

В 15 лет я сочинил свое произведение и решил, что надо изучать композицию. У меня был прекрасный учитель по имени Роджер Дикинсон. Он объяснил мне принципы композиции, познакомил с произведениями от Моцарта до Шенберга и так далее. Показал, откуда что берется и как развивается.

Многие парни в нашей школе в Новом Орлеане играли джаз, фанк, всякое такое. Брэнфорд Марсалис — мой однокашник и старый друг. Он, кстати, бывал в России: надо мне позвонить ему, спросить, чего тут ожидать и к чему готовиться (смеется).

О педагогическом гении Арта Блейки

Иногда все, что нужно музыканту, — уверенность. Потому что в юности мы сомневаемся в себе. Арт Блейки (барабанщик, лидер группы Jazz Messengers, через которую прошли многие выдающиеся джазмены, от Уэйна Шортера до Уинтона Марсалиса. — Ред.) заставлял поверить в себя. Это было настоящее джазовое образование: мы в Messengers играли все — боп, босса-нову, что угодно. И солировали в своем собственном стиле, постепенно вырабатывая свой музыкальный язык.

Арт был необычным бэнд-лидером. Он не говорил, кому, что и как играть. Он создавал как бы рамку, основу, в которой все музыканты всех составов Messengers, в том числе и я, могли выражаться наилучшим образом. И это нас развивало. Поэтому все, кто поиграл пару лет в Messengers, быстро вырастали до сольной карьеры.

Он создавал тыл, поддержку, страховку. Учил чувствовать меру: «Не играй слишком долго! Надо столько, сколько надо». Учил взаимодействовать друг с другом в коллективе. И в определенный момент он мне сказал: «Уходи и собирай свою группу. Ты готов». Выращивать бэнд-лидеров — это было его кредо.

Все, что нужно музыканту, — уверенность.

О своей ноте

Мою трубу на заказ изготовил мастер Дэвид Монэ, который придумал необычный дизайн. Важно найти свой звук, а это сложная, многогранная задача. Любой профессиональный музыкант скажет вам, что дело не в инструменте, а в пальцах, голове и так далее. Это уже банальность. Конечно, для нас, трубачей, важны и беглость пальцев, и выносливость амбушюра. Но вообще твой звук — это не просто звук. Не просто инструмент плюс дыхание... Это музыкальность. Уэйн Шортер — очень техничный виртуоз, безупречный. Но если сыграет одну-единственную ноту, будет понятно, что это Уэйн Шортер. Не из-за тембра, а потому, что такую ноту, так и в такое время мог сыграть только Уэйн. Это, собственно, и есть музыкальная оригинальность.

О группе E-Collective

Этот состав существует семь лет. Я хотел в одном проекте обобщить весь свой опыт — электронику, джазовую импровизацию и музыку к кино. С такими представлениями в голове мы делали альбом «Magnetic».

О смысле джаза

Я люблю и уважаю традицию: Майлз [Дэвис], Дон Черри... Но вообще смысл [джаза] не в том, чтобы все время точно переигрывать классику. Смысл в том, чтобы самому создавать новую классику.

Теренс Блэнчард и E-Collective выступят 20 февраля в ДК им. Горького (Санкт-Петербург), 21 февраля — в Клубе Игоря Бутмана на Таганке и 22 февраля — в Светлановском зале ММДМ.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 2024164
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249431
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416078
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420385
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425628
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426969