Тихие девяностые

Что такое чиллаутная музыка? 10 важнейших альбомов 1990-х

текст: Ник Завриев
1 из 11
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    . . .

    В последние год-два наблюдается небывалый всплеск интереса к тихой, спокойной музыке — в диапазоне от чиллстепа до нового эмбиента. Нынешняя мода на спокойствие — очевидный флешбек из середины 1990-х, когда чиллаутная музыка достигла, пожалуй, наивысшей точки развития. Тогда чиллаут шел бок о бок с рейвом и был, как это ни удивительно, музыкой, которую слушали не только дома, но и в клубах.

    Сейчас это звучит странно, но крестным отцом чиллаутной музыки стал диджей Пол Окенфолд. В конце восьмидесятых он запустил в лондонском клубе Heaven серию вечеринок Land of Oz, куда публика приходила не столько танцевать, сколько общаться и проникаться атмосферой. В этом смысле вечеринки Окенфолда были прямыми наследниками психоделических хэппенингов семидесятых. За вертушками на Land of Oz «шаманили» будущие звезды эмбиент-сцены — Миксмастер Моррис (The Irresistible Force), Алекс Паттерсон (The Orb), Джимми Коути (The KLF) и другие. А среди регулярных посетителей этих мероприятий была, например, Бьорк. Вслед за Лондоном чиллаут-вечеринки стали проходить в манчестерском Konspiracy, бирмингемском Oscillate, затем подключились Сан-Франциско, Берлин, а к середине девяностых «чиллаут-комната» с соответствующей музыкой была обязательной принадлежностью любого уважающего себя клуба от Москвы до Токио. Поспособствовало развитию сцены и то, что хорошо проветриваемые залы без громкой музыки предписывались британским клубам правилами безопасности — так власти пытались обезопасить клабберов от обезвоживания, вызванного непрерывными танцами на фоне употребления экстази и «ускорителей».

    Поначалу репертуар диджеев в чиллаутах состоял из «классического» эмбиента (Брайана Ино, Стива Хилледжа, Роберта Фриппа и других), даба, регги и классической музыки, разбавленной цитатами из научно-фантастических и документальных фильмов о космосе. Все это пропускалось через эхо и ревербератор, и на выходе получался психоделический коллаж. Мало-помалу, исчерпав набор пригодных для этого формата пластинок, диджеи начали сочинять сами; тут-то и возникла чиллаутная электроника как направление. Чиллаут девяностых отличался от аморфных звуковых пейзажей Брайана Ино и его коллег, в первую очередь, количеством событий на единицу времени. Оставаясь предельно рассредоточенным, этот стиль все же впитал в себя многие черты клубной музыки того времени. Часто (хотя и совсем не всегда) в треках присутствовал ритм или, по крайней мере, ощутимый внутренний пульс. Отсюда и появился не слишком точный, но все же четко обозначающий поляну «молодежного» (по тем временам) эмбиента термин «эмбиент-техно». Вопреки расхожему мнению, эмбиент-техно — вовсе не гибрид техно и эмбиента. «Техно» здесь обозначает совсем не нынешнее, достаточно узкое, понимание жанра, а собирательный образ всей клубной электроники того времени.

    Одним из важных отличий чиллаутной электроники от ее старшего брата рейва было то, что эмбиент-техно-артисты изначально выбрали для себя альбомный формат. В этом смысле они снова наследовали прог-рокерам и психоделическим группам семидесятых. Дальше — 10 важнейших чиллаут-альбомов того времени.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416050
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420363
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425599
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426943