Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244807В реальности, конечно, никакой советской психоделии не было, как и не было в СССР сексуальной, галлюциногенной и эзотерической революций, вдохновивших рок-музыкантов на побег за пределы реальных ощущений и поиски соответствующего этому переживанию звука. «Советская психоделия» — это виртуальная стилистика, умышленно сконструированный жанровый тег; впрочем, как, например, и минимал-вейв, у которого сейчас найдется тысячи молодых последователей. Главной и единственной принципиальной психоделической рок-группой в России была «Гражданская оборона» Егора Летова, появившаяся уже в 1980-х, когда весь мир пережил опыт по расширению сознания и вернулся к музыке ограничений (постпанк, синти-поп, электроника). Кстати, Егор Летов признавал близкими по духу не только музыку групп Love и Tomorrow, но и странное советское песенное наследие 1960-х — 1970-х, интерпретированное им на альбоме «Звездопад». Думается, что Летов одобрил бы и эту попытку навести мосты между советским и западным музыкальными мирами, существовавшими в двух несоприкасающихся реальностях. Сейчас в России многие молодые группы пытаются играть психоделический рок как в 1969-м, подражая английским и американским классикам жанра. Почему бы им не узнать о том, что и у нас были свои прекурсоры психоделического звука и что между первыми советскими рок-группами и The Pretty Things и Jefferson Airplane больше общего, чем кажется?
«Бетпак Дала» — первый трек с первого альбома главной казахстанской рок-группы, основанной в 1967-м студентами Политехнического института в Алма-Ате. Сейчас «Дос-Мукасан» — это все равно что казахстанская ABBA: группе поставлен памятник из бронзы в Павлодаре. Еще одна деталь, роднящая казахов со шведами: название группы составлено из инициалов ее четверых первых участников.
Инструментальная композиция «Бетпак Дала» — музыкальное путешествие по казахстанской целине с резко меняющимся рельефом ритма — нетипичная песня для «Дос-Мукасан», в основном аккуратно переигрывавших народные песни на электрогитарах и исполнявших, как и все ВИА, скучные песни советских композиторов. Такого ураганного рока ни они, ни кто-либо еще в Советском Союзе больше не записывал. Неудивительно, что мелодиевский альбом с «Бетпак Дала» — одна из самых разыскиваемых и дорогих советских виниловых пластинок.
На виниловых сборниках психоделического рока из экзотических стран иногда встречаются советские песни — например, «Маневры», инструментальная композиция из «Романса о влюбленных», сыгранная ансамблем «Мелодия». Ее авторство записано за заслуженным рокером Советского Союза Александром Градским, но на самом деле ее развязный грув, сыгранный на аккорды из ленноновской «Give Peace a Chance», — это, скорее всего, заслуга аранжировщика «Мелодии» Дмитрия Атовмяна. Самым психоделическим альбомом Александра Градского (и вообще лучшей пластинкой в его дискографии) являются «Русские песни», в которых встречаются крещеная Русь и свингующий Лондон, пастушья свирель и синтезатор Synthi-100. «Русские песни» начинаются с «Ничто в полюшке не колышется», заманивающей слушателя в магическое путешествие в русское поле экспериментов.
Вокальный квартет «Вдохновение» известен тем, что его основал (и довольно скоро развалил) композитор и пианист Левон Мерабов, руководивший эстрадным оркестром Азербайджана, выступавший с Муслимом Магомаевым и записывавшийся с Клавдией Шульженко. А еще тем, что в нем начинала свою московскую карьеру певица из Баку Ирина Аллегрова. Ее можно услышать и не узнать в этой накатывающей прибоем соул-композиции, которую могли бы издать в самый разгар первого «лета любви» на чикагском Chess Records.
Считается, что «Где тот край» — это первая рок-песня на русском языке, появившаяся ровно 50 лет назад — в 1965-м. А ее авторы — квартет «Сокол» — одна из первых групп, возникшая под влиянием The Beatles в Советском Союзе (вместе с рижскими Revengers и московскими «Братьями»). Группа «Сокол», названная в честь района Москвы, в котором проживали ее создатели, была собрана мальчиками-мажорами. У них уже в 1964-м была возможность слушать свежайшие заграничные пластинки, репетировать в подвале генеральской «сталинки» и играть на завидных немецких гитарах Musima. По воспоминаниям основателя и гитариста группы Юрия Ермакова, «Где тот край» была написана под влиянием дебютной пластинки The Pretty Things — самой громкой и неистовой британской рок-группы в 1965-м, позже записавшей гимн «LSD». Слова подбирались покороче — под стать английской фонетике. «Сокол» шел в ногу со временем: следующую свою песню «Теремок» музыканты сочиняли уже под влиянием дебютника Pink Floyd. Появись они в Британии, наверняка бы заняли заметное место в рок-энциклопедиях, а продолжи они музыкальную деятельность в Союзе после окончания оттепели, рок на русском вообще звучал бы по-другому. Но, увы, несмотря на то что «Сокол» стал первой русской рок-группой, сумевшей встроиться в госсистему (приписаться к Тульской филармонии и объездить с официальными концертами много городов Советского Союза, разнеся вирус рок-н-ролла по стране), в суровых к року 1970-х группа свернула свою деятельность, не оставив после себя ни одной записи, кроме звуковой дорожки к мультфильму «Фильм! Фильм! Фильм!». Эта версия «Где тот край» — реконструкция, которая была сделана Юрием Ермаковым в 1990-х.
Бит-группа «Арнiка» была организована в 1971 году при аптекоуправлении Львова. Через год «Арнiка» победила во всесоюзном телеконкурсе «Алло, мы ищем таланты», попала под крыло филармонии и потому смогла уже в 1974 году выпустить на «Мелодии» дебютный диск-гигант, на котором украинские народные и авторские песни были сыграны в арт-роковой манере и с джазовой искусностью. Похоже, что это был первый полноценный рок-альбом, выпущенный в СССР, который опередил пластинку Давида Тухманова «По волне моей памяти».
Ленинградские «Поющие гитары», организованные джазменом Анатолием Васильевым, считаются первым ВИА Советского Союза, который задал форму всем остальным. «Поющие гитары» стали исполнять с телеэкранов серф и бит во второй половине 1960-х и тем самым заработали невероятную популярность. Группа делала кавер-версии популярных западных шлягеров и пыталась интерпретировать в модных западных тенденциях песни советских композиторов. В «Проводах», сочиненных композитором Александром Колкером, прямо-таки слышно, как музыканты атакуют авторский музыкальный текст с фузованной электрогитарой, прытким басом и органом, но материал выказывает невероятное сопротивление.
«Марзаны» — одна из первых московских бит-групп, в которой солировал Владимир Фазылов, прославившийся в супер-ВИА «Веселые ребята». «Марзаны» были собраны в 1967-м студентами Московского полиграфического института (отсюда и типографское название) и поначалу играли инструментальный серф в подражание Ventures и Shadows. Забавно, что первой сыграть «Полюшко-поле» (считающуюся народной, однако сочиненную советским композитором Львом Книппером) в стиле серф придумала шведская группа The Spotnicks, впечатленная полетом Юрия Гагарина в космос в 1961-м. В их исполнении «Полюшко-поле» называлась «The Rocket Man» и стала большим международным хитом. После этого «Полюшко-поле» кто только не интерпретировал — в том числе и гиганты американской психоделии Jefferson Airplane на революционной пластинке «Volunteers» (1969). Версия «Марзанов» почти такая же стремительная, как у JA, и из-за загадочных посторонних шумов при перезаписи еще более психоделическая.
Появись они в Британии, наверняка бы заняли заметное место в рок-энциклопедиях, а продолжи они музыкальную деятельность в Союзе после окончания оттепели, рок на русском вообще звучал бы по-другому.
«Вiзерунки шляхiв» (т.е. «Узоры дорог») — киевский ВИА, которым руководил Тарас Петриненко и где играл на трубе Павел Жагун, продюсер «Морального кодекса», занимающийся сейчас электроакустическими проектами. «Вiзерунки шляхiв», составленные из консерваторских музыкантов, просуществовали всего год и выпустили единственную пластинку, на которой с пьянящей легкостью и медным грувом переигрывали и самбу, и украинские народные, и кавалерийскую «Песню о Щорсе». Музыканты Петриненко, соединив украинскую распевность с жизнелюбивой латиноамериканской перкуссией, исполнили кровавую песню Матвея Блантера в джаз-роковом стиле Chicago и с драйвом Сантаны на Вудстоке-69.
В звуковых дорожках к советскому кино можно встретить самую непредсказуемую музыку — чем страннее фильм, тем неожиданнее находка. «Между небом и землей» (1975) — лирическая комедия студии «Молдова-фильм» о мирной жизни десантников, которые в казарме собирают группу «Синева» и драят пол под гитарное соло, — открывается метафизической песней «Волки гонят оленя», где под галопирующий бас группа «Ариэль» бегает взапуски с эстрадным оркестром. Музыку, в моменты гитарного соло выходящую на масштаб японского психрок-безумия, написал Александр Зацепин — Джоаккино Россини от советской киномузыки. Но самое странное здесь — текст, придуманный Леонидом Дербеневым: о волчьей стае, загоняющей оленя, — немыслимая ситуация в советском обществе торжества гуманизма. Вдвойне фантасмагорической эту песню делает то, что по сценарию ее мирно наигрывают советские десантники в поствьетнамской середине 1970-х, когда Советский Союз активно помогал устанавливать социализм в Лаосе и Камбодже. Сюрреалистическая песня, находящаяся где-то между небом и землей, прорезается в самом начале картины всего на полторы минуты, но кажется, что только ради нее и сняли этот фильм.
«Несет меня течение» — один из ранних синглов Юрия Антонова, на котором слышно его увлечение как The Beatles, так и The Eagles. Другой шедевр психоделического периода Антонова, к сожалению, продлившегося недолго — это записанная с оркестром «Современник» «У берез и сосен», в которой музыкант процитировал битловскую «A Day in the Life». Позднее Антонов неоднократно перезаписывал «У берез и сосен» и «Несет меня течение», слой за слоем уничтожая трансцендентность звучания.
Песню «Летний дождь» написал Константин Никольский, участник «Атлантов», «Цветов» и «Воскресения» — знаковых советских рок-групп. Как раз из репертуара «Атлантов», приводивших в трепет своих сверстников черными битловским костюмами и гитарой «Фрамус», ее позаимствовала грузинская певица Гюлли Чохели — одна из лучших джазовых певиц 1960-х, певшая в Оркестре Олега Лундстрема. Она смогла записать эту песню на максимуме тогдашних студийных возможностей фирмы «Мелодия» под воображаемым присмотром продюсера The Beatles Джорджа Мартина.
На обратной стороне обложки второго альбома украинского рок-ансамбля «Кобза», который, как и «Песняры» с «Ариэлем», сплавлял фолк-традицию с модной бит-стилистикой, изображен поистине психоделический коллаж — затерявшаяся среди огромных маков мельница и парящий аист. Это невероятный кавер-дизайн для Советского Союза середины 1970-х, в котором грампластинки раскладывали по стандартным конвертам с плохой полиграфией. Музыка обложке под стать: прогрессивные «Кобза» умело используют необычную для рок-составов флейту и скрипку, отчего их «Зачекай» становится похож на незаслуженно забытую сан-францисскую группу It's a Beautiful Day — любимцев калифорнийских хиппи.
Каунасский эстрадный оркестр Oktava, созданный композитором Миндаугасом Тамошюнасом в 1964-м, — очень необычный музыкальный коллектив для Советского Союза, который вскоре заполнился однотипными ВИА. Тамошюнас собрал в своем многоголовом джаз-рок-оркестре высокопрофессиональных музыкантов, впоследствии заложивших основу литовской джазовой школы, и записывал с ними песни, в которых соединял актуальный рок-звук, оркестровую мощь, психоделический орган и литовский мелос. Вольно текущая «Vaikinas nuo Kražantės» (т.е. «Парень с Кражанте»), рассказывающая о подвиге молодого литовца-сержанта во время наводнения в Риге, — первая композиция с первого винилового сингла Oktava, вышедшего в 1973 году, когда мир сотрясала пинкфлойдовская «The Dark Side of the Moon», а в Советском Союзе рок фактически находился под запретом. В своих экстремумах оркестрованные рок-баллады Oktava напоминают знаменитый психоделический шедевр The United States of America.
Живое исполнение песни «Посреди зимы» на болгарском фестивале «Золотой Орфей» — 76, где Алла Пугачева впервые заявила о себе на весь Советский Союз и страны социалистического блока. Будущая всесоюзная дива тут меньше всего похожа на ту певицу, от которой мы не можем отвыкнуть десятилетиями: с черной силой и черной горечью она поет женский блюз, сочиненный бессменным продюсером супер-ВИА «Веселые ребята» Павлом Слободкиным на стихи Наума Олева, и звучит как русская Дженис Джоплин, которую мы так и не приобрели.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244807Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246368Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412969Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419459Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420128Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422785Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423542Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428709Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428851Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429511