Чучо Вальдес: «Дружба с СССР стала толчком для кубинской музыки»

Великий кубинский джазовый пианист о любви к Рахманинову и несостоявшейся записи с Майлзом Дэвисом

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture© Acidconga

11 июля на фестивале «Усадьба Jazz» в Санкт-Петербурге выступит пианист Чучо Вальдес — пятикратный лауреат премии «Грэмми» и один из главных послов музыки Острова свободы на Западе. Вальдес был первым музыкантом, догадавшимся объединить африканские ритмы и кубинскую фольклорную музыку с джазом, роком и фанком. На фестивале он выступит со своей группой Irakere, которая произвела фурор в джазовой Америке 1970-х и недавно отпраздновала 40-летний юбилей.

— Вы играете на фортепиано с трех лет, о ваших выдающихся способностях ходят легенды.

— Так говорил мой отец — сам я этого, конечно, не помню. Он однажды вернулся с работы и увидел, как я играю. Он спросил маму, кто меня учил: она ответила, что я просто повторял то, что услышал у него. Мой отец — Бебе Вальдес — был музыкальным директором кабаре «Тропикана», благодаря чему я впоследствии услышал очень много джазовых легенд. С пяти лет я стал заниматься с педагогом, потом пошел в музыкальную школу — ну и так далее.

— Кто из музыкантов, которых вы тогда услышали, повлиял на вас больше всего?

— Прежде всего, сам мой отец. Ну и Бадди Рич, Нэт Кинг Коул, которых я услышал в девятилетнем возрасте. Плюс Арт Тэйтум, Телониус Монк, Билл Эванс — все великие пианисты.

— Что поменялось в вашей жизни после революции?

— Стало сложнее получать информацию, пластинки. Отношения между Кубой и США были сами знаете какими. Джаз был запрещен. Но мы продолжали играть дома, в каких-то других не предназначенных для этого местах — так было до 1967 года, когда в политике что-то поменялось и джаз понемногу стал возвращаться на сцены. Тогда я с другими отличными кубинскими музыкантами создал Orquesta Cubana de Música Moderna — биг-бэнд, игравший джаз, версии песен The Beatles. Которые до этого тоже были запрещены, кстати.

Orquesta Cubana de Música Moderna — «La Fria»

— А как появилась идея создать такую группу, как Irakere, — в музыке которой объединились джаз, кубинские ритмы, рок?

— В 1958 году я посетил Болгарию. И там увидел отличную джазовую группу — она называлась Focus 55, они играли такую смесь из местного фольклора и джаза. И я подумал: «Хм, а ведь у нас тоже замечательная и богатая народная музыка. Я мог бы сделать то же самое, но с африканскими ритмами, музыкой народа йоруба». Сначала это было трио, причем вместо барабанов у нас были batá — это такие перкуссионные инструменты, традиционные для Кубы, Коста-Рики. Оно звучало довольно необычно по сравнению с хрестоматийным джазовым трио, где есть фортепиано, контрабас и барабаны. Потом я стал расширять этот состав, добавилась духовая секция — и в результате в 1973 году образовалось Irakere.

— Каким образом вам удалось в те годы выбраться на гастроли в Штаты?

— В этом есть большая заслуга босса Columbia Records, который услышал об Irakere, в 1978 году сам приехал на Кубу, нашел нас и предложил контракт. Это был первый случай, когда кубинская джазовая группа заключила контракт с американским лейблом. А потом мы выступили на фестивале в Ньюпорте, где играли Билл Эванс и Маккой Тайнер — два моих кумира. Это было незабываемо!

Irakere — «Misa Negra»

— Вы вообще говорили, что это был лучший концерт в вашей жизни.

— Да, пожалуй, это так. Мы репетировали как черти. Мы сыграли там композицию «Misa Negra» («Черная месса»), вдохновленную традиционной музыкой народа йоруба, — и это было настоящей сенсацией, до этого в Штатах ничего подобного не слышали. После того как пластинка с этим концертом попала в продажу, мы стали еще и первой кубинской группой, получившей «Грэмми».

— Но ваша музыка — это фьюжн во всех смыслах слова: помимо латиноамериканского джаза вы исполняли еще и обработки классики, «Адажио» Моцарта, например.

— Да, потому что я впитал и классическую музыку тоже: я обожаю Шопена, Моцарта, Бетховена. И особенно Рахманинова — и вот я попробовал как-то объединить все эти элементы: Рахманинова, фанк, рок, африканские ритмы, кубинскую музыку.

Играть вместе с американскими джазменами — это нет, лучше не надо.

— В записях 1970-х годов помимо прочего слышно влияние «электрического» Майлза Дэвиса. Вы следили за его экспериментами в те годы?

— Безусловно. Хотя я открыл его гораздо раньше. Я вам больше скажу: в то время менеджмент Columbia Records (где выходили и пластинки Майлза. — Е.А.) предложил нам сделать совместную запись. Им показалось это интересным: труба Дэвиса и наша афрокубинская музыка. И сам Майлз был очень воодушевлен. Но этого не получилось из-за запрета кубинских властей. Там была тонкая ситуация: мы устраивали их как такая вывеска, лицо кубинской музыки на Западе. Но играть вместе с американскими джазменами, тем более такими одиозными, как Майлз, — это нет, лучше не надо.

— После вашего успеха в Irakere мечтали попасть, наверное, все кубинские музыканты. У вас был очень строгий отбор?

— Я всегда искал талантливых молодых музыкантов. И в моей группе The Afro-Cuban Messengers играют только самые лучшие — лучший басист, лучший барабанщик. Вы помните группу Jazz Messengers Арта Блэйки? Это была не просто группа, а настоящая школа для молодых музыкантов — там играли Уэйн Шортер, Кит Джарретт, Дональд Берд, все-все-все. Irakere тоже была такой школой — только для кубинских музыкантов.

The Afro-Cuban Messengers at Jazz à Vienne


— Со Штатами понятно. А в СССР вы в те годы бывали? Остались какие-то впечатления?

— Да, конечно. Я очень много путешествовал: кроме Москвы и Петербурга был в Риге, Киеве, Одессе, в Азербайджане. Нас везде замечательно принимали — интерес был огромный. Вообще дружба с СССР стала огромным толчком для кубинской музыки. После 1958 года сюда стали приезжать многие специалисты — в том числе и преподаватели фортепиано. И они создали лучшую школу, когда-либо существовавшую в стране. Появился обмен — многие студенты отправились по обмену в консерваторию имени Чайковского в Москве.

— Вы не прониклись электронной музыкой, как Херби Хэнкок? На пересечении электроники и афрокубинских ритмов в последние годы возникает очень много интересного.

— Я совсем немного экспериментировал с сэмплерами, электронным звучанием в 1990-е. С Херби мы, кстати, выступали вместе в Гаване — на двух фортепиано. Но, если честно, мне больше нравится «классический» звук. Я сейчас очень много слушаю джаза, классики, рока, фанка. После того как мы переехали в Испанию с семьей, проникся фламенко — мне очень нравится его ритмика.

Irakere не так давно исполнилось сорок лет. Что нужно делать, чтобы не разочаровать людей, которые помнят твои ранние концерты? И как привлечь новых слушателей?

— Очень важен правильный репертуар. Необходимо постоянно менять стили, не играть одно и то же. К счастью, кубинская музыка в этом смысле очень богатая: болеро, румба, ча-ча-ча. Столько разных ритмов, что публика не успевает заскучать. И у каждого музыканта должен быть «свой момент», свое соло. Например, сначала вся группа играет вместе, потом по очереди солируют, потом опять вместе. В конечном счете, все дело в движении.

Помимо Чучо Вальдеса на фестивале «Усадьба Jazz» в Санкт-Петербурге выступит множество других замечательных музыкантов: полная программа — на сайте фестиваля.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242166
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249933
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416544
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420751
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202426044
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427364