«Нам нужна более глубокая революция идей — а не пластырь на зияющей ране»

Артем Хлебников поговорил с Жан-Кристофом Мёриссом, режиссером фильма «Один из нас». Онлайн-показ этого кино об анархистской свободе завершает сегодня фестиваль NOW / Film Edition

текст: Артем Хлебников
Detailed_pictureКадр из фильма «Один из нас»© Ecce Films

Основная часть фестиваля NOW / Film Edition, организованного Кольтой и посольством Германии в России, прошла 14–15 декабря оффлайн на площадке «InLiberty Рассвет». Вас было так много, спасибо вам за ваш интерес!

Но последний фильм программы мы решили показать вам онлайн, сегодня с 12:00 до 00:00 — «Один из нас» (2013) Жан-Кристофа Мёрисса. Посмотреть его можно вот здесь. Это и есть реальное завершение фестиваля (и, кстати, премьера в России).

Почему этот фильм оказался так важен, что мы решили продлить фестиваль за его счет?

Напомним, что NOW / Film Edition посвящен основным линиям напряжения, которые разделяют современность. Он разбит на четыре блока: «Вперед» (в будущее, которое обещает изменить саму природу человека), «Назад» (попытка удержать это движение, принося присяги прошлому), «Апокалипсис сегодня» (мультикризис образца поздних 2010-х) и «Вбок» — бегство от современности в пользу сознательного отшельничества или так называемых «альтернативных» форм жизни.

«Один из нас» мечтает как раз о такой возможности. Посреди города стоит ангар, внутри трейлер, в нем живет Томас — бородатый анархист-эпикуреец, спрятавшийся от мира. Томас принимает у себя разных людей от мала до велика, заброшенных на маленький островок свободы посреди цивилизации. Пока за мутными окнами ангара бродят призраки прохожих, герои обживают пространство без общества и законов.

Жан-Кристоф Мёрисс — театральный режиссер, который в 2008 году создал в Париже свой маленький театр «Псы Наварры». «Один из нас» — его первый опыт в кино. Для Кольты с Мёриссом поговорил Артем Хлебников.




— Вы занимаетесь театром — как вообще получилось, что вы решили снять фильм, а не сделать спектакль на том же материале?

— Эту историю я изначально писал для фильма. В театре было бы сложно показать, что Томас живет в изоляции от мира, а в кино в это веришь сразу. И потом, мне давно хотелось поработать в кино.

— Расскажите, как вы придумали такого парадоксального героя, сочетание монаха-затворника и эпикурейца, не отказывающего себе ни в чем? Что вас в нем заинтересовало?

— Парадоксальный — это точно. Как отстраниться от общества, но при этом обрести и самого себя, и других людей? Томас именно так и поступает: он отстраняется, чтобы сильнее полюбить каждого человека и каждое мгновение. Томас может смахивать на мизантропа, но он не мизантроп. Он против системы, против политики, против работы, против готовых моделей — но не против людей.

— Мы живем в эпоху пробуждающегося инстинктивного анархизма — в форме недоверия к государству, к рынку, к институтам, к большим идеологиям. Ваш герой, как кажется, воплощает в себе это недоверие. Поэтому ли фильм называется «Один из нас»?

— Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Томаса нельзя назвать недоверчивым. Он отказывается от общества — но не отказывается быть человеком. Мы все немного на него похожи — по крайней мере, должны быть похожи. Отсюда и название.

Жан-Кристоф МёриссЖан-Кристоф Мёрисс© Aurélie Lamachère

— А вы сами в чем-то похожи на Томаса? Пробовали ли вы вести такой же образ жизни?

— Нет, не пробовал. Но меня совершенно точно изолирует искусство. Творчество делает меня одиноким, отдаляет от других. Чтобы создавать, приходится жертвовать обычной жизнью.

— Ваш фильм вызывает искушение побывать на месте главного героя. Как вы считаете, осуществима ли в жизни сегодня подобная анархистская свобода? Или она вам видится утопией?

— Она возможна, и она мне не кажется утопичной. Проблема в том, что на земле живет много людей, — найдется ли уединенное место для каждого из нас? Людям, как и животным, нужно прижаться к себе подобным, чтобы согреться, чтобы вместе взглянуть в лицо смерти. Но жить вместе и строить справедливый мир очень трудно.

— Интересно, что Томас не принимает участия в разговорах о смерти в начале и конце фильма. Как эта тема появилась в фильме? Можно ли сказать, что герой прячется, в том числе, и от страха смерти?

— В моих фильмах мы часто импровизируем в диалогах — и тут, когда мы снимали эти сцены, Томас-актер не дрогнул, он слушал остальных. Очень мудро с его стороны. Боится ли его герой смерти или разговоров о ней? Не думаю. Принять одиночество — значит, спокойно принять и свою смерть.

Кадр из фильма «Один из нас»Кадр из фильма «Один из нас»© Ecce Films

— Герои фильма — это реальные люди или профессиональные актеры? Они похожи на своих персонажей? Есть ли у этой коммуны какие-то прототипы, на которые вы опирались?

— Там были и профессиональные актеры, и обычные люди. Но никто из них ничего не выдумывал — они все были собой и разговаривали так, как делали бы это в жизни. Они не превращались в персонажей — это я позаимствовал их натуру.

— Кажется важным, что герои фильма выглядят одной большой семьей, охватывающей поколения от детей до пожилых. Значит ли это, что утопия может быть построена только между близкими людьми? Пускают ли в этот рай чужаков?

— Нет-нет, в этом обществе есть и незнакомые люди, не только друзья. Хотя все и собираются вместе в фургоне, чтобы покутить, далеко не все из присутствующих — друзья Томаса. В трейлере Томаса рады чужакам.

— Интересно, что за окном видна улица с прохожими, прямо за стеной у Томаса находится цивилизация. Значит ли это, что утопия Томаса недолговечна, и герой рано или поздно придется вернуться в общество?

— Это зависит от вашего взгляда. В конце, когда Томас открывает двери, он уходит — или остается? Чего бы хотели вы? Что бы вы сделали на его месте? Где лучше: здесь, внутри — или где-то еще?

Кадр из фильма «Один из нас»Кадр из фильма «Один из нас»© Ecce Films

— В фильме почти полностью отсутствует современная техника и средства связи. Вы сознательно от нее избавились? Бесят ли вас смартфоны?

— Совершенно сознательно. Снимать современность бессмысленно. Современность всегда была и будет архаизмом вещей.

— Неожиданная пугающая сцена с пожиранием Томаса — как она появилась в фильме? Зачем вам нужен был такой контраст?

— Это сновидческая, фантастическая сцена. Его пожирают те, кого он любит — а не его собственные демоны. Сцена кинематографически изображает его «я», его бессознательное.

— Финал можно трактовать двояко: герой выходит на улицу — будто бы отказываясь от своего затворничества. С другой стороны, он похож на мессианскую фигуру. Считаете ли вы, что изменился он, или наоборот, это мы должны чему-то у него научиться?

— Я бы оставил интерпретацию последней сцены зрителям, пусть каждый решит это наедине с собой. Не люблю, когда фильмом управляет одна идея или одна интерпретация.

Кадр из фильма «Один из нас»Кадр из фильма «Один из нас»© Ecce Films

— Ваш следующий полнометражный фильм «Apnée» — насколько он продолжает идеи «Одного из нас»? Не могли бы вы немного рассказать о нем?

— Это история о трех героях — таких современных Диогенах — которые подвергают сомнению все французские прописные истины (любовь, работа, родина, семья…), пересекая Францию на квадроциклах. Это такой «Беспечный ездок» по-французски, только с менее эффектными средствами передвижения.

— Фильм «Один из нас» снимался до того, как во Франции появилось движение «желтых жилетов», однако сейчас видится ли вам связь между фильмом и нынешними волнениями в стране?

— Мой фильм — история о человеке, который хочет быть свободным, а революция «желтых жилетов» чисто экономического толка. Это не порыв к утопии, не революция духа. Революция желтых жилетов — это революция системы прошлого, а потому она тщетна. Это революция мухи в банке. Нам нужна куда более глубокая революция идей, революция справедливости — а не пластырь на зияющей кровавой ране.

ОБЩЕСТВО: ВЫБИРАЙТЕ ГЕРОЕВ ДЕСЯТИЛЕТИЯ



Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244858
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246419
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413015
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419505
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423583
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428890
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429544