Дудь и Моргенштерн: постирония, метаирония, generation gap
Наш штатный посол из мира поколения Z Настя Усачева посмотрела новое видео Дудя, чтобы еще раз (без особой надежды) объяснить нам, бумерам, разницу наших языков
На этот раз поводом для трудной просветительской работы стало новое видео Юрия Дудя, который поговорил в привычной манере с рэпером Моргенштерном — и наткнулся при этом на непредвиденные, но характерные сложности.
* * *
Дисклеймер: слова автора могут не совпадать с мнением автора. А могут и совпадать, но тогда все совпадения случайны.
Неделю назад на канале Юрия Александровича Дудя вышло, как многим показалось, интервью с 22-летним рэпером Моргенштерном.
Если посмотреть на этот материал более пристально, станет понятно: это трехчасовой документальный фильм о понятии generation gap.
Его можно препарировать с разных точек зрения. Разумеется, смешнее всего выглядит чисто лингвистическая разница между собеседниками. Видео называется «Моргенштерн — главный шоумен России — 2020», а сам Алишер на первой минуте зовет себя «самым популярным е∗∗∗ом страны». Дело же даже не в обсценной лексике, а в том, насколько проще и честнее звучит второй вариант. Ну, а о таких вопросах Юрия Александровича, как «Какое ты музло слушаешь в плеере?» и «Поедешь на Грушинский фестиваль?», и говорить нечего — все и так понятно.
О коммуникации
Сразу избавимся от очевидного: поведение Моргенштерна в интервью можно списать на типичную шоубиз-отговорку — «это все образ». Но этот прием не учитывает двух вещей. Во-первых, ироничной искренности Алишера (о которой мы еще поговорим). Во-вторых, распространенности такого поведения среди представителей поколения Z. То, как и что он говорит, зумеры воспринимают на другом уровне и с осознанием всего контекста. Более того, они сами так друг с другом общаются. Давайте разберем пример.
В самом начале интервью Моргенштерн отвечает на вопрос про фит (совместная музыкальная композиция) с Lil Pump'ом (популярный американский рэпер), и диалог выглядит примерно следующим образом:
— Фит с Lil Pump'ом есть?
— Есть.
— Врешь?
— Да.
— Так фита нет?
— Есть.
На этом моменте в глазах Юрия Александровича можно увидеть полную беспомощность и даже немного грусти по тем годам журналистского опыта, которые переехало катком постиронии. Даже когда он пытается вернуть себе контроль над ситуацией и по-пацански просит представить какие-то доказательства, «чтобы он понимал, что это не постирония», Моргенштерн искренне интересуется: «А зачем тебе это понимать?»
Постирония — основа зумерской коммуникации. Как она работает? Постирония — это третий уровень в правдивости сообщения. На первом уровне (искренность) оно напрямую отражает то, что говорящий хочет сказать, его действительность. На втором уровне (ирония) сообщение выглядит как нечто противоположное тому, что говорящий в реальности собирается выразить. Третий уровень (постирония) — это возвращение к искренности, но через сарказм. Постирония — это неглиже: она прикрывает то, что все равно остается на виду. Всем вокруг очевидно, что человек голый, но одна крошечная условность все же сохраняет интригу. А на самом деле все максимально просто. Постирония — это истина, но только выраженная иронически. У Моргенштерна реально есть фит с Lil Pump'ом. Так что это как раз пример постиронии.
На третьем уровне, однако, можно пойти и другой дорогой — метаиронией. В отличие от постиронии, в которой сохраняется цель донести нечто реальное, метаирония нужна именно для того, чтобы запутать собеседника. Чаще всего этот прием используется, когда говорящий сам находится в замешательстве и пытается скрыть этот факт. Метаирония не несет никакого смысла, кроме самого факта коммуникации. Это означающее без означаемого.
Дело в том, что зумерское общение происходит практически всегда на третьем уровне. Из этих объяснений можно сделать вывод: зумеры либо говорят правду (постирония), либо просто говорят бессмыслицу, если сами еще не разобрались (метаирония). И когда Юрий Александрович лезет со своей бритвой Оккама в красивую коммуникативную пирамиду Моргенштерна, он получает по рукам, потому что такие конструкции нельзя упрощать.
В этом и заключается generation gap: собеседники просто существуют на разных уровнях реальности суждений. Здесь кроется причина дискомфорта Дудя и одновременно удовольствия Алишера. Зумерам удобно и весело сидеть на этом третьем уровне, а когда их пытаются оттуда снять (скучными вопросами про политику и документацию), они либо снова отскакивают в сторону, либо отвечают на вопросы всерьез, но недовольно.
Другой важный разлом происходит на границе четвертой стены. Моргенштерн регулярно обращается в камеру напрямую к зрителям с советами: не покупайте кадиллак, уважайте женщин, не употребляйте наркотики, стройте бизнес. Конечно, это в первую очередь зумерская привычка раздавать всем советы. Во вторую — это осознанный подход к коммуникации. Все другие интервью на канале Дудя — это смонтированный нарратив о том, как прошло интервью. Понимая контекст, Алишер вылезает из этих рамок и стучится в экран. Media и без Моргенштерна были message, а он добавил еще один уровень смысла.
Сверху на эту деформированную структуру наслаивается еще и культурный пласт — мемы. Моргенштерн регулярно цитирует их, а Юрий Александрович либо воспринимает сказанное всерьез, либо вообще пропускает мимо ушей. Все вместе это образует бесформенное смысловое коммуникативное месиво.
О содержании
Эта ироничная искренность позволяет человеку быть самим собой, а любой 20-летний, согласитесь, амбивалентен. Он всегда одной рукой поднимает штангу, а другой делает себе дорожку мефедрона, да пожирнее, чтоб прям до передоза. Мальчик в цацках на несколько миллионов и с татухами на лице упрекает российский шоубиз в неискренности — и делает это правда от всего сердца.
Позвольте признаться за зумеров: мы одновременно еще ни в чем не разобрались и уже все поняли. У вас в 20 лет была устоявшаяся система ценностей с четкими представлениями о морали, религии и месте человека во Вселенной? Круто! Но у нас такого нет. Мы — мясо с электричеством, которое осознало, что живет на камушке в космическом пространстве. Насколько что-либо может иметь смысл при таком раскладе? Насколько мы можем испытывать искреннее уважение к той уродливой структуре общества и морали, которую вы построили?
Не поймите меня неправильно: мы не противостоим вашей системе. Нет необходимости отправлять нас читать «Отцов и детей» и гуглить «нигилизм». Мы не собираемся исправлять баги в вашем коде. Мы их видим и хотим, чтобы вы сами о них споткнулись.
Ребят, оглянитесь: вы построили общество с нормами, в которых множество лазеек. Через одну из них пролез Моргенштерн, через другую — тиктокеры, через третью — я с этим нахальным абзацем. Только, честно говоря, тут возникает проблема: проходя через эти бреши, мы деформируемся сами. Как кошка, которая вылезает из дырки между кирпичами, лохматая и слегка потерянная. Разумеется, такое читерство чревато разрушением смыслов и, как итог, личности. А вы думаете, почему у зумеров биполярка — хит сезона?
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова