«Общественное движение» в России XIX–XX веков

Кирилл Соловьев о понятии, масштабах и характере явления

текст: Кирилл Соловьев
Detailed_pictureИ.Е. Репин. Манифестация 17 октября 1905 года. 1907

COLTA.RU совместно с Российским научным фондом продолжает проект «Острова империи: люди и события».

27 января в Ростове-на-Дону состоялся научный семинар «Общественное движение в Российской империи: участники, структуры, идеи». Когда появляется общественное движение? Кто и как становится его лидером? Что делала власть в условиях развития общественной активности? Чем отличалось общественное движение на окраинах от событий в имперских столицах? Вот только некоторые вопросы, которые находились в центре развернувшейся дискуссии.

Мы начинаем публиковать краткие версии докладов участников семинара. Открывает этот «сериал» Кирилл Соловьев — доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, автор книг «Политическая система Российской империи в 1881–1905 годах: проблема законотворчества» (М.: Политическая энциклопедия, 2018), «Самодержавие и конституция. Политическая повседневность в 1906–1917 годах» (М.: Новое литературное обозрение, 2019).

В научном обиходе историка много очевидностей, которые на деле таковыми не являются. Это относится и к понятию «общественное движение». О нем выходят работы — статьи и монографии. К настоящему моменту их горы. При этом за скобками остается простой вопрос: что понимается под общественным движением? Каковы его социальные параметры? Каково географическое распространение? Была ли взаимосвязь с массовым и национальным движением? На все эти вопросы не ответить, пока мы не определимся с тем, о чем идет речь. Надо дать дефиницию. Вполне показательно, что даже перевод понятия на любой европейский язык вызывает заметные трудности.

Термин «общественное движение», скорее всего, «всплыл» в работах историка и литературоведа Александра Пыпина (1833–1904). В своих ранних трудах он писал об «умственном движении», «образовательном движении», «европейском движении». Эти понятия возникали в его сочинениях в связи с «литературными мнениями» второй четверти XIX века, «обществом», которое он неизменно брал в кавычки. В конце концов «общество» и «движение» слились воедино — сложилось «общественное движение» как понятие в трудах Пыпина, а потом и многих других, кто воспринял это словосочетание как нечто должное. Вполне характерно, что его история логически и генетически связана с литературным процессом в России. Общественное движение составляли, в первую очередь, литераторы (в том числе публицисты, журналисты), обсуждавшие преимущественно «литературные проекты» (например, издание газеты или журнала). Собственно, вокруг такого периодического издания и выстраивалась вся инфраструктура неправительственной политики (чаще всего оппозиционной, но все же далеко не всегда). Газета в известном смысле и есть общественное движение, его материализация.

Разговор об общественном движении подразумевает ответ на вопрос: что есть общество? Можно ограничиться весьма привычным определением: образованное меньшинство… Однако очевидно, что далеко не все образованные (и даже очень образованные) лица в это общество входили. Можно обратиться к привычному понятию «интеллигенция». Правда, с этим словом возникает значительно больше трудностей. С ним связан целый ряд ассоциаций и даже эмоциональных переживаний. Оно скорее скрывает от исследователя явление, нежели объясняет его. В этом понятии слишком много «метафизического». Все же у общества начала XX века были вполне определенные социальные параметры. Можно о них спорить (что, впрочем, традиционно и делают историки). Предлагаемые цифры сильно разнятся. Одни (Борис Миронов) оценивают общество в России в начале XX века в 16% населения страны, другие (Лутц Хефнер) — в 3%, третьи (Исаак Розенталь) — в 1%. Все эти оценки довольно условны. В любом случае речь о меньшинстве населения страны.

По умолчанию подразумевается, что общественное движение — это форма активности как раз того малочисленного общества. Однако таких форм много: это общественные организации, меценатство, благотворительность, кооперативное движение, профессиональные союзы, корпоративные объединения… В большинстве случаев они не подразумевают политической деятельности, которая историка чаще всего и интересует. Правда, совсем недавно все же было дано определение общественного движения. Итак, «общественное движение — это сложносоставное исторически обусловленное явление, аккумулирующее в себе общественное интеллектуальное пространство, акторов, идеи, организации и практики, необходимые для реализации моделей как совершенствования существующих институтов и структур, так и их коренного переустройства в соответствии с вызовами времени» (В.В. Шелохаев, К.А. Соловьев. Общественное движение в России (методологические и историографические проблемы) // Россия XXI. 2018. № 4. С. 146). Проще говоря, общественное движение — это форма именно политической активности общества.

Тех, кто был вовлечен в нее, можно пересчитать. Среди немногочисленной общественности лишь ничтожная часть может быть отнесена к общественному движению. Даже в момент наивысшей его активности (1905–1906 гг.) участниками такого движения были доли процента населения страны. До 1905 года и после 1907-го о таких существенных показателях говорить не приходится. При самом расширительном толковании общественного движения речь должна идти о десятках тысяч человек на всю Россию. Характерны и особенности географического распространения общественного движения в стране. Оно захватывает, прежде всего, городское население: в первую очередь, столицы, затем губернские города и только уж затем уездные. Кроме того, общественное движение в России находилось в тесном взаимодействии с эмигрантскими группами, где также реализовывался ряд важных «литературных проектов» (например, издание нелегальных журналов и газет).

Много или мало представителей той или иной группы — это всегда оценочные суждения. Все зависит от точки отсчета. По крайней мере, масштабы общественного движения рубежа столетий сравнительно значимы по сравнению с тем, что было прежде. 1890-е годы оказываются для него переломными. Именно тогда процессы организации и дифференциации общественности приобретают особое ускорение. Формы ее деятельности стремительно эволюционируют от кружка к протопартии и от протопартии к партии. И все же она продолжает зиждиться на кружковой культуре, которая многое определяет в политическом облике всех объединений различных направлений.

Конечно, эти вопросы заслуживают особого внимания. И все же на первое место следует поставить другую проблему. Как все же скромное по своим масштабам общественное движение получило возможность транслировать свои взгляды и «вверх», и «вниз», воплощать слово в дело, прямо или косвенно влиять на правительственную политику и в итоге стать героем бесчисленных исторических сочинений, издаваемых до сего времени?


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245126
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246675
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413237
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419698
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423767
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429068
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429717