12 июля 2019Театр
107

Год театра

Театральный сезон — 2018/2019 глазами критиков

1 из 13
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture«Барокко»© «Гоголь-центр»
    Марина Давыдова

    В силу разных обстоятельств мне пришлось наблюдать за многими событиями минувшего сезона издалека, но издалека некоторые тренды иногда просматриваются даже отчетливее, чем вблизи.

    Первое, что бросается в глаза, — нездоровый интерес российского политического истеблишмента к театру. И идеологический интерес, и, так сказать, прагматический: только в России в этой весьма специфической форме человеческой деятельности гуляют совершенно шальные деньги, и только в России к этим шальным деньгам (фестивали, реконструкции, федеральные театры с огромными бюджетами) так яростно пытаются присосаться прежде далекие от Мельпомены люди, в анамнезе которых — работа на трубопрокатных заводах или служба в доблестных органах. Стоит ли удивляться, что театр весь минувший сезон сотрясали события, не имеющие никакого отношения к творчеству, зато имеющие прямое отношение к имущественным вопросам. Дело «Седьмой студии» — лишь вершина айсберга. В подводной его части — какие-то странные идеи театральных слияний и поглощений, еще более странный арест директора БТК Александра Калинина, погром в мытищинском театре «ФЭСТ», уход Евгения Марчелли из Театра имени Волкова, расставание Теодора Курентзиса с Пермью, очередной выход на арену Кехмана с бородой.

    Пилятся бюджеты, уконтрапупливаются конкуренты, Год театра бьет ключом. Все это навевает тоску.

    Но одновременно мы видим, как параллельно околотеатральной «Игре престолов» выстраивается совсем иная жизнь. Самые невероятные театральные лаборатории и проекты (иммерсивные, инклюзивные, сайтспецифичные, драматургические, гендерные, трансгендерные и бог знает какие еще) растут там и сям, как грибы после обильного дождя. Причем все это проходит в самых разнообразных географических широтах — в Петербурге, где, увы, уже закрывшаяся «Квартира» Бориса Павловича и ее проект «Исследование ужаса» стали одним из самых главных моих впечатлений минувшего сезона; в Ростове-на-Дону, где «Театр 18+» проводит «ростовский фриндж»; в Казани, где неутомимо творит и выдумывает новые театральные форматы лаборатория «Угол»; на Выксунском металлургическом заводе, где Анна Абалихина, Алексей Сысоев и Ксения Перетрухина создают перформанс «Страсти по Мартену». Под занавес сезона в Москве открывается Мобильный художественный театр, который еще раз доказывает, что спектакли могут существовать вне всяких стен, институций, отделов кадров, буфетов и колонн с пилястрами. То, что интерес критиков (и это отчетливо видно по программе последней «Золотой маски») смещается сейчас от столицы к провинции, — лишь часть общего тренда, который можно было бы окрестить «Прочь от официоза». В глухой провинции у моря порой проще делать свое дело, чем под боком у вездесущего Минкульта.

    Иногда жизнь параллельных структур и госучреждений пересекается: БДТ отдает под перформативные проекты здание Каменноостровского театра, и Вера Мартынов проводит там экспериментальную программу «2 СЦЕНА TO STAGE»; ЦИМ проводит на своей площадке фестиваль с говорящим названием NONAME, представляющий «неконвенциональный театр» и исследующий «поле между художественной и общественной практиками». Расположенные рядом с СТД Боярские палаты становятся полигоном горизонтального театра, где выпускает свои проекты Театр взаимных действий.

    Общий градус инновативности в российском театре сейчас таков, что я, ей-богу, ничего подобного не встречала ни в одной стране мира. И на этой оптимистической ноте можно было бы и закончить подведение итогов. Меня они, скорее, радуют.

    Но надо бы в скобках заметить, что и градус агрессивности у этой инновативности время от времени зашкаливает. Стремительная смычка российского contemporary theatre с contemporary art приводит к тому, что объектом нападок части инноваторов оказывается не только густопсовая театральная рутина, но и вообще любые формы театра, в которых есть режиссер, сцена, профессиональные артисты. С точки зрения человека из мира contemporary art, большой разницы между репертуарными гробницами вроде петербургского Театра комедии им. Акимова и главными игроками современного театра вроде вернувшегося к нам из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова (его «Барокко» — блистательный пример глубоко презираемого миром contemporary art спектакулярного театра) или наконец обретшего в Театре на Малой Бронной свою пристань Константина Богомолова (его «Слава» и «Преступление и наказание» — самые обсуждаемые спектакли сезона) как бы и нет. Если быть совсем последовательным, ее нет и между Малым театром и, например, Робером Лепажем. Все они представляют репрессивный мир старого искусства, который надо бы разрушить до основанья. Что будет затем — вопрос десятый.

    Интересно, что стремление построить новый прекрасный мир всеобщей инновативности, сбросив предварительно с парохода современности всю театральную элиту разом, оказалось сильно не в Германии, не в Голландии, не во Франции (признанных трендсеттерах современного театра и современного искусства), а именно в нашей стране, где старорежимное театральное сознание до сих пор воспроизводит себя в десятках театральных вузов и где до сих пор всерьез дебатируется вопрос о том, можно ли показывать на сцене обнаженного человека.

    Это немного напоминает политическую ситуацию в Российской империи начала ХХ века: огромная архаичная страна, непрочно сцементированная самодержавием, православием и народностью, горстка либеральной интеллигенции, пытающаяся ввести эту страну в цивилизационное европейское поле, и левые радикалы, плюющие разом и на заржавевшие скрепы империи, и на законы цивилизации. Большевистский переворот, как мы знаем, увенчался успехом. Будет ли удачным переворот театральных большевиков, пока неизвестно. Но нехитрую закономерность — чем ригиднее и неповоротливее система (неважно, политическая или театральная), тем неистовее малочисленная левая оппозиция — минувший сезон заставил выучить в полной мере.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244883
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246443
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413033
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419522
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423602
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428905
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429559