Список ключевых премьер сезона у меня из одного пункта: «Remote Moscow». После него даже «Сказки Пушкина» Роберта Уилсона выглядят спектаклем из прошлого века (хотя я очень рад, что в Москве теперь есть «свой Уилсон», как и «свой Лепаж»). То есть после «Remote Moscow» как-то становится понятно, что такое сегодня театр, и непонятно, зачем ему вот это все: здания, труппа, вообще институциональность. Проект Rimini Protokoll от всего этого отвязан, он совершенно свободный, воздушный (при сложнейшей логистике) — и одновременно глубокий и многогранный. Отдельное потрясение от метафизического измерения «Remote» — я видел разные проекты Rimini Protokoll, но, по-моему, раньше такого у них не было: социальные, политические, экономические вопросы (они и тут никуда не делись) всегда были важнее. Короче, эта прогулка по городу стоит всего сезона.
Из гастрольных спектаклей абсолютно лучший — «Дыхание» Кэти Митчелл, где два актера, крутя педали велосипеда, сами себе вырабатывают и электричество, и форму, и смыслы.
P.S. Театр года, конечно, — это «Театр.doc». История с вынужденными переездами акцентировала в нем самое важное (это и прежде было понятно, но сейчас отчетливо как никогда): дело не в отдельных спектаклях, не в эстетике и даже не в политике. А в сообществе, рождение и развитие которого уже само по себе и эстетика, и политика. Это и бесит власть, с этим она не знает, что делать и каким Роскомнадзором запретить.