Тенденции сезона, они же выводы:
— заниматься современным искусством можно только в специально отведенных местах при наличии широкой спины, которая прикроет;
— два оперных театра лучше, чем один, особенно если ты много должен серьезным людям;
— если ты артист и тебе надоело репетировать, напиши на режиссера в Минкульт;
— если ты Минкульт, поищи у народа лишнюю хромосому, а денег не давай;
— если ты прокуратура, организуй проверку театров по факту финансовых растрат;
— была бы свиная голова, а театр найдется.
1. «Борис Годунов», «Ленком», «Юбилей ювелира», МХТ имени Чехова, режиссер Константин Богомолов
В «Борисе Годунове» режиссер не только взбодрил «Ленком» и привел туда новую публику, поставив остроумный спектакль о том, что за последние 400 лет власть в России мало изменилась, но и сыграл на поле постдраматического театра, во втором акте азартно взламывая им же самим придуманный мирок. А в «Юбилее ювелира» так ловко сделал вид, будто растворился в актере, что Олег Табаков и Наталья Тенякова сыграли свои лучшие за последние годы роли.
2. «Тангейзер», Новосибирский театр оперы и балета, режиссер Тимофей Кулябин
Этот тонко поставленный и виртуозно исполненный спектакль не содержит ничего, что могло бы оскорбить чьи-либо чувства, в чем меня убедила двадцатиминутная стоячая овация огромного зала после показа спектакля 14 марта. Вывод: если там, наверху, в ходе сложносочиненной интриги решили что-то закрыть, все равно закроют.
3. Ребрендинг Московского драматического театра имени К.С. Станиславского в Электротеатр «Станиславский», режиссер Борис Юхананов
Самый антидепрессивный проект московского сезона: когда везде становится хуже, приятно видеть, что где-то что-то происходит наоборот. Отдельно выделю «Сверлийцев» Бориса Юхананова — пять многослойных оперных спектаклей, из которых как театральные зрелища запомнились два первых, музыкально — первый, второй и пятый (на музыку соответственно Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского и Владимира Раннева. — Ред.). Но «Сверлийцев» стоит отметить в целом — это очень серьезный поступок, популяризирующий не только современную музыку российских композиторов, но и саму идею о том, что она востребована зрителем.
4. Превращение «Театра.doc» в «театр, который переезжает»
Событием стало не только грандиозное открытие нового, всего пять месяцев прожившего на Разгуляе «Дока» и то, как самые разные люди — например, архитектор Олег Карлсон — самоотверженно помогали театру выжить, но и недавнее объявление о непродлении аренды на Разгуляе. Театр уже нашел новое пристанище, но вывод ясен: рассуждения министра культуры о том, что экспериментировать в искусстве можно, но только за свои деньги, — блеф.
5. Ребрендинг БДТ имени Товстоногова, «Пьяные», режиссер Андрей Могучий, «Zholdak Dreams», режиссер Андрiй Жолдак
6. Превращение Мастерской Дмитрия Брусникина в театр
7. «Сказки Пушкина», Театр наций, режиссер Роберт Уилсон
Первая работа Уилсона в русском драматическом театре — как пример талантливой актерской самоотверженности и тоски по формальному искусству, которое у нас периодически искореняется, но до конца неистребимо.