7 апреля 2016Искусство
408

«Лукас Кранах — персонаж в некоторой степени более досягаемый»

Путеводитель по выставке «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»

текст: Василий Расторгуев
1 из 24
закрыть
  • 26 марта в ГМИИ имени А.С. Пушкина прошла организованная в поддержку COLTA.RU экскурсия по выставке «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», где демонстрируются картины Лукаса Кранаха Старшего (1472—1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии. Старший научный сотрудник Отдела искусства старых мастеров Василий Расторгуев рассказал о выставке. Записала Александра Шестакова.

    Bigmat_detailed_picture© ГМИИ им. А.С. Пушкина
    . . .

    Эта выставка не только впервые представляет в России творчество отдельно взятой художественной династии Кранахов, но и имеет в своей основе вескую историческую причину. Дело в том, что в собрании ГМИИ с 1946 года сохраняется некоторое количество работ, ранее бывших частью собрания замка Фриденштайн в Готе, и теперь, впервые за 70 лет, пришло время эти работы показать, объединив их в экспозиции с теми произведениями, которые нам были одолжены из замка Фриденштайн, а также из музеев Будапешта, Мадрида и Берлина.

    Карьера Лукаса Кранаха начинается в 1506 году, когда он переезжает в город Виттенберг и становится придворным художником курфюрста Саксонии. Он не только пишет маслом картины, но и расписывает дворцы, создает декорации для театральных представлений и вообще выполняет самую разнообразную работу, вплоть до чеканки монет по собственным эскизам и иллюстрирования книг в собственной печатной мастерской. Лукас Кранах, помимо того что был превосходным художником, представляется нам сегодня как человек довольно предприимчивый: он несколько раз избирался бургомистром города, жил в огромном доме, пожертвованном ему саксонским курфюрстом, имел монополию на торговлю алкоголем и держал главную аптеку в городе. У него в каком-то смысле была живописная фабрика, и его иногда изобилующий повторами метод отчасти своим возникновением обязан тому, что в 1509 году он съездил в Нидерланды и познакомился там с техникой копирования: по прозрачной кальке методом игольчатого перевода контура делалась репродукция. Полезно также понимать, что Лукас Кранах занимает почетное третье место в немецкой живописи после Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна. Если Дюрер для нас — самый изысканный, образованный и «ренессансный» художник Германии, Гольбейн — тоже замечательный интеллектуал, общавшийся с массой людей, занимавших важные места в плеяде немецких гуманистов, то Лукас Кранах — персонаж в некоторой степени более досягаемый, тиражный, но и более народный — в хорошем смысле этого непростого слова. Без него живопись и культуру того времени представить сегодня невозможно. Его религиозные и светские сюжеты есть в большинстве музеев мира. Запомнился он и большим количеством портретов, изображавших различных исторических лиц. Кроме того, он близко знал Лютера — и знакомство прямо отразилось на его живописи. Кранах для нас — это художник немецкой Реформации, хоть и работавший как на католиков, так и на протестантов. Что же касается его творческой эволюции и ее этапов, то тут ярче всех высказался знаменитый искусствовед Макс Фридлендер, сказав, что до 1506 года мы имели художника, заряженного внутренним динамитом, а потом он постепенно угасает и мы смотрим на его иссякающую творческую силу и в то же время на увеличение количества работ мастерской, сделанных по формам, уже найденным Кранахом. Хотя это утверждение, как любая красивая фраза, верно лишь отчасти.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245234
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246842
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413322
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419779
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423849
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429148
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429817