7 апреля 2016Искусство
351

«Лукас Кранах — персонаж в некоторой степени более досягаемый»

Путеводитель по выставке «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»

текст: Василий Расторгуев
24 из 24
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    XXIII
    Лукас Кранах Старший. «Покаяние Иоанна Златоуста» (1509)

    Гота, Фонд замка Фриденштайн

    Этот лист особенный — единственный у Кранаха в технике медной гравюры, гравюры резцом на меди: здесь совсем другая тональная градация и тонкость работы в сравнении с гравюрой на дереве. Кранах здесь работает «по мотивам» Дюрера и вслед за ним, у него есть похожая гравюра на тот же сюжет — «Покаяние святого Иоанна Златоуста», да и техника та же. На заднем плане сам Иоанн Златоуст в виде одичавшего и потерявшего дар речи получеловека. Вообще эта история из «Золотой легенды» крайне жестокая и не подходит детям. Она повествует нам, как великий святой в пустыне встретил заблудившуюся дочку римского императора, совершил над ней насилие и бросил ее с обрыва. После этого она выжила, родила ребенка, но он об этом не знал и еще много лет провел в скитаниях по пустыне, потеряв человеческий облик и дар речи, покуда не был прощен своим же ребенком, пожелавшим, чтобы Иоанн пришел его крестить. Такая совершенно дикая легенда, которая плохо укладывается в голове у современного зрителя, но тоже имеет свою морально-нравственную подоплеку. Удивляла она и тогда, и над этой историей ни много ни мало издевался сам Мартин Лютер, написав на нее пародию. Герои гравюры — дюреровские, но в основе этой композиции лежит еще одна гравюра Якопо де Барбари, который был на должности придворного художника курфюрста Саксонии перед Кранахами: изображала она Клеопатру в пустыне в той же позе, только обращенной в другую сторону. А саму эту даму с ребенком Кранах писал и отдельно красками как самостоятельный сюжет — и спутать с его Мадоннами очень легко.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241704
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249644
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416293
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420528
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425779
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427125