1 марта 2017Искусство
170

Новый музей обороны и блокады Ленинграда

Анастасия Каркачева о выставке в Новом музее

текст: Анастасия Каркачева
Detailed_picture© Валерий Смирнов / Гете-институт

В петербургском Новом музее проходит выставка «900 и еще 26 000 дней» по результатам проекта, в котором приняли участие студенты Школы молодого художника фонда «Про Арте» (Санкт-Петербург), Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (Москва) и Высшей школы изобразительных искусств (Гамбург). Инициатор проекта, Гете-институт, предложил участникам поразмышлять, каким мог бы быть мемориал блокады Ленинграда в Гамбурге, какие формы может принимать память и как об этом возможно говорить сейчас. Выставку и вопросы памяти изучила Анастасия Каркачева.

Кто-то из моих друзей однажды спросил: что составляет коллективную память человека, выросшего в Петербурге? Блокада, без сомнения, для меня — один из краеугольных камней этой памяти. Школьные поездки к «Разорванному кольцу» и на Пискаревское кладбище. Бетонный дневник Тани Савичевой на третьем километре Рябовского шоссе. Блокадные стихи Ольги Берггольц, звучащие со сцены актового зала в памятные даты. Метроном. Сто двадцать пять блокадных грамм — крохотный черный кусочек, смотреть на который нас, пятиклассников, водили в музей. Не знаю, как обстоят дела у нынешних школьников, но в конце первого постсоветского десятилетия память о блокаде Ленинграда прочно поселилась в наших юных головах и сердцах, сформированная во многом теми нормативными представлениями, которые транслировали нам учителя и «места памяти».

Расширить рамки этих представлений помогает открытие архивных документов: с начала двухтысячных годов в России выходит целый ряд книг и статей, основанных на ранее неизвестных материалах блокадных архивов. В Германии же при всей свойственной немецкому обществу чувствительности к вопросам памяти блокада Ленинграда все еще остается белым пятном как в мемориальной культуре, так и в исторической науке — публикации о ней можно пересчитать по пальцам одной руки. К шестидесятой годовщине снятия блокады, в 2004 году, в германо-российском музее «Берлин-Карлсхорст» состоялась выставка архивных документов обеих сторон: осаждавшей и осажденной. Материалы экспозиции были опубликованы, а сама выставка спустя год была показана в Гамбурге. Через три года вышла книга Йорга Ганценмюллера «Das belagerte Leningrad 1941 bis 1944», в которой немецкий автор, исследовав архивные материалы руководства Третьего рейха — планы, стратегии, дневники и т.д., — одним из первых называет осаду Ленинграда геноцидом. Большой резонанс в прессе вызвала публикация дневника Лены Мухиной в немецком переводе в 2014 году: шестнадцатилетнюю девушку окрестили «русской Анной Франк».

На этой еще только поднимающейся волне внимания проект Гете-института «900 и еще 26 000 дней», объединивший молодых художников из России и Германии в совместном усилии репрезентировать память о блокаде Ленинграда, — это, безусловно, важный шаг к созданию «диалогической памяти» [1]. Обращение именно к визуальной культуре, воспринимаемой мгновенно, отражает стремление вывести память о блокаде из области узкой специализации ученых-историков и сделать ее доступной для самой широкой аудитории в Германии, а в России — обновить и осовременить канон. Здесь перед художниками встает непростая задача: избежав клише официального дискурса, найти подходящую интонацию для разговора на эту сложную тему. Потому проект, начавшийся еще в 2014 году, был во многом учебным, лабораторным. Студенты вместе со своими профессорами посещали исторические места, делились знаниями и воспоминаниями и обсуждали, обсуждали. Результатом стала выставка в Гамбургском кунстферайне в 2015 году. Через два года она добралась и до Петербурга: студенты за это время окончили свои школы, две немецкие участницы первой выставки от участия во второй отказались, часть проектов была изменена или доработана. В самом начале задание было сформулировано так: создать проект возможного мемориала блокады в Гамбурге. Получились мемориалы в самом широком смысле: от сайт-специфичных проектов для городской среды и музейных экспозиций до условных мемориалов, не привязанных не только к конкретному месту, но и к любому месту вообще. И хотя нам неизбежно приходится учитывать, что выставка учебная и что перед нами скорее эскизы, чем реализованные работы, мы вполне можем прочесть в них симптомы современного состояния памяти о блокаде вне круга специалистов-историков как в России, так и в Германии.

Немецкая исследовательница Алейда Ассман предлагает разделять коллективную память на память социальную, политическую и культурную. Работу с каждым из типов памяти, а также их смешениями и вариациями мы можем найти на петербургской выставке в Новом музее.

Александр Андросов, Вадим Зайцев. Веб-проект «Библиотека памяти»Александр Андросов, Вадим Зайцев. Веб-проект «Библиотека памяти»© Валерий Смирнов / Гете-институт

Социальная память, по Ассман, связана с памятью поколений, она изменчива, и именно ее изучает устная история, духу которой соответствует проект Александра Андросова и Вадима Зайцева «Библиотека памяти» — веб-сайт, содержащий фрагменты видеоинтервью с блокадниками, представленные пользователю в формате ответов на вопросы. Политическая память более статична, намеренно символически конструируется группами и институтами и передается из поколения в поколение с помощью мемориальных мест и памятников. Алексей Грачев обращается к инструментарию политической памяти, когда предлагает нанести на гамбургской улице трафарет «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» и установить громкоговоритель, из которого звучал бы стук метронома. Воспроизводя нормативную символику, художник, по сути, предлагает мемориал, напоминающий о возможности повторения трагических событий в другом мирном городе, в то время как в немецком мемориальном искусстве еще в 1970-е годы подвергалась критике идея монумента как «сосуда с прошлым», которое может быть возвращено, реактивировано [2]. В ситуации переосмысления памятника как «контрмонумента» (термин Джеймса Янга) с отказом от репрезентативности, культивирования пафоса виновности и романтизации жертвы сформировалось не одно поколение художников в Германии. Отсюда, вероятно, и тот критический подход к политической памяти, который свойственен одному из немецких участников выставки Рою Хушенбету, утверждающему фиктивность любой репрезентации истории.

Алексей Грачев. Эхо, 2015Алексей Грачев. Эхо, 2015© Валерий Смирнов / Гете-институт

В свою очередь, культурная память, по Ассман, бывает активной (канонической) и архивной. Активная память выражается в коллективных практиках припоминания, литературном и визуальном каноне. Она часто бывает спаянной с политической памятью — именно такое смешение составляют детские воспоминания, изложенные в первом абзаце этой статьи (уверена, их разделяет большинство моих ровесников, в том числе и российские участники выставки). Из канона блокадного нарратива — историй о дневнике Тани Савичевой и пожаре на Бадаевских складах — вырастают работа Нади Дегтяревой и проект мемориальной экспозиции Александра Андросова и Вадима Зайцева. Но если в «Листовке №» Надя Дегтярева совершает неожиданное и удачное перекрещивание контекстов, в результате которого Таня Савичева становится иконой воображаемой ячейки сопротивления в Германии, то проект Андросова и Зайцева представляет собой все ту же каноническую историю о сладкой земле в чуть более современном оформлении. Такой проект мог бы взять на вооружение Музей обороны и блокады Ленинграда, если бы задумал редизайн экспозиции в духе московского Музея ГУЛАГа.

Надя Дегтярева. Листовка №, 2015Надя Дегтярева. Листовка №, 2015© Валерий Смирнов / Гете-институт

Впрочем, Музей блокады также мог бы присмотреться к работам Анастасии Кизиловой («Кухня голода») и Вадима Леухина («Черный свет»). Посвященные менее известным сюжетам, они скорее тяготеют к архивной памяти в классификации Ассман, а точнее, к процессу того, как архивная память становится активной. Это происходит тогда, когда она становится доступной широкой общественности и включается в обыденное знание.

Анастасия Кизилова. Кухня голода, 2015–2017Анастасия Кизилова. Кухня голода, 2015–2017© Валерий Смирнов / Гете-институт

Так, опубликованный в 1996 году дневник ленинградца Ивана Жилинского все еще известен недостаточно широко. Анастасия Кизилова «переписывает» его простым шифром: выкладывая строчки из продуктов скудного рациона Жилинского и его семьи. Получается похоже на фотографии из популярного блога Things Organized Neatly — от этой аналогии, вольной или невольной, становится немного жутко. Вадим Леухин с помощью средств музейной экспозиции — инфостенда, архивной копии, тумб с историческими артефактами и декоративного панно — рассказывает историю о значках-люминофорах, тусклое свечение которых помогало ленинградцам не натыкаться друг на друге в темноте осажденного города. Этот сюжет также пока не включен в знание широкой публики, хотя встречался в исследовательской литературе (например, в статье Полины Барсковой «Черный свет: проблема темноты в блокадном Ленинграде»), — и потому был бы хорошей находкой для традиционного музея.

Вадим Леухин. Черный свет, 2015Вадим Леухин. Черный свет, 2015© Валерий Смирнов / Гете-институт

«Культурная память имеет встроенную способность к постоянным изменениям, новшествам, трансформациям и реконфигурациям», — пишет Алейда Ассман. Одним из механизмов такого обновления является «осовременивание», которое может осуществлять художник, обращающийся к той или иной теме. Так, Тим Тео Гайслер и Тобиас Муно «осовременивают» литературный канон, используя три смартфона, на экраны которых выводятся своего рода новостные ленты из сводок трех осажденных городов — Ленинграда, Трои и Алеппо. Работа построена на одном приеме и, пожалуй, недостаточно глубоко проникает в тему — стоит ли нам понимать ее как усталость молодых людей в Германии от послевоенной мемориальной культуры, окружающей их с самого детства?

Тим Гайслер, Тобиас Муно. Троя – Петербург – Алеппо, 2015–2017Тим Гайслер, Тобиас Муно. Троя – Петербург – Алеппо, 2015–2017© Валерий Смирнов / Гете-институт

Наконец, кому действительно удается это «осовременивание» памяти осуществить, так это московскому коллективу авторов — Дине Жук, Семену Кацу и Николаю Спесивцеву, написавшим пьесу «План квартиры гражданина Кухарского», в которой советские военачальники критикуют фильм Сергея Лозницы, московская светская львица постоянно возвращается к мыслям об опыте блокадного голода во время своей детокс-программы, а участники проекта «900 и еще 26 000 дней» разговаривают о памяти и памятниках во время посещения Пискаревского кладбища. На выставке пьеса представлена в виде брошюры — тоже своего рода эскиза к окончательному, по мысли авторов, произведению, которым является ее постановка найденными по объявлению актерами-любителями.

Дина Жук, Семен Кац, Николай Спесивцев. План квартиры гражданина Кухарского, 2015Дина Жук, Семен Кац, Николай Спесивцев. План квартиры гражданина Кухарского, 2015© Валерий Смирнов / Гете-институт

Мы ищем все новые способы говорить на волнующую нас противоречивую и сложную тему, привлекая современные технологии или открывая малоизвестные источники. Как Германия после Второй мировой столкнулась с необходимостью полностью переформатировать монументальное искусство, бывшее прежде пригодным для репрезентации только триумфа или скорби, так и Россия, открывая все новые архивы, возможно, через некоторое время окажется в ситуации, когда старые мемориалы не отвечают новому знанию. И если Германия нашла ответ в «контрмонументе» — нефигуративном, тревожащем, заряженном на дискуссию мемориале, то для России, возможно, путь к новой репрезентации (или не-репрезентации) памяти лежит через текст, речь, письмо. Что, если для того, чтобы начать говорить по-новому, нужно просто начать говорить?


[1] Диалогической памятью немецкая исследовательница Алейда Ассман называет «включение травматической памяти другой страны в собственную национальную память», способное взломать «монолитную конструкцию памяти, очерченную национальными границами».

[2] Полуэктова-Кример К. Доклад «Немецкие мемориальные практики и взаимоотношения с нацистским прошлым: контрмонумент». Москва, «АрхМосква-2011», 25 мая 2011 г. Цит. по: Абрамова Е. «Круглый стол» и открытая дискуссия «Коллективная память в городском пространстве».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241533
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249526
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416222
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420463
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425715
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427061