Успеть вернуть шестьдесят восьмой

Объекты Фроманже и инсталляция Вольмана в ММСИ

текст: Наталья Смолянская
4 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureЗал 4. Вид экспозиции «От критики репрезентации к критике спектакля». На экране — фрагмент из фильма Ги Дебора
    Зритель становится участником

    В 1968 году город обрел голос в полном смысле этого слова — в афишах и надписях на стенах, в звуках радио из транзисторов и в тех разговорах, которые вели между собой люди, вышедшие на улицу. Общение между людьми на улицах говорило о преодолении разделения, о котором писал когда-то Ги Дебор.

    Изменение художественных практик предшествовало и сопутствовало изменениям в политике и общественной жизни. Революционным поворотом в искусстве стал момент, когда художники вышли из мастерских в публичное пространство.

    19 апреля 1966 года художники Группы визуальных исследований (GRAV) вышли на улицы Парижа, чтобы взаимодействовать со зрителями. В состав группы, организованной в 1960 году, входили Франсуа Морелле, Хулио Ле Парк, Франсиско Собрино, Ивараль, Жоэль Стейн, Орасио Гарсиа Росси. Они, так же как и ситуационисты, начинали с критики искусства, но не собирались отказываться от художественной репрезентации. В тексте 1960 года «Уничтожить само слово “искусство”» Хулио Ле Парк желает освободить искусство от мистического, скрытого содержания, по-своему предваряя статью Эда Рейнхардта «Искусство как таковое» (1962). Но, в то время как Рейнхардт легитимирует искусство в его праве не взывать к смыслам, скрытым за пределами его видимости, художники GRAV стремятся отобразить жизненный опыт человека, для них важен и социальный контекст искусства.

    В манифесте к Парижской биеннале 1963 года Ле Парк и его соратники говорят о важности создания активного зрителя, соучастника художественного опыта: «Мы хотим заинтересовать зрителя, вывести его из состояния заторможенности, растормошить его, мы хотим, чтобы он стал участником (действия)…» Художники считают, что тогда зритель сможет сам осуществить свою революцию в искусстве. Знаменитый «Лабиринт» 1963 года, созданный для биеннале художниками GRAV, конструирует ситуацию, где произведение не может существовать без участия зрителя. А 19 апреля 1966 года повсюду в Париже — в саду Тюильри, около Оперы, на бульварах Сен-Мишель и Сен-Жермен и т.д. — они устанавливают самые разные объекты (некоторые из них похожи на странные приспособления для ходьбы) и предлагают прохожим попробовать их надеть, с ними поиграть…

    В 1968 году GRAV вместе с художниками из других стран участвует в большой выставке в Доме культуры в Гренобле; здесь также предусмотрены объекты для взаимодействия. Но события 1968 года перевернули все планы; выставка закрылась, а вскоре распалась и группа.

    Трансформации, происходящие в искусстве этого времени, свидетельствуют о том, что искусство расширяет свое поле, переходит от создания произведений к показу процессов и жизненного опыта. Десакрализация искусства дает возможность найти новые инструменты для работы: так и текст, и не оформленный в какой-либо предмет материал, и природные элементы, тело — все может стать отныне искусством. Об изменениях свидетельствуют и журналы — Opus International, Robo и другие издания. А окончательным аккордом станет выставка в Берне «Когда отношения становятся формой» (1969), когда куратор Гарольд Зееман перевернет все существовавшие доселе нормы создания выставок.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249411
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416055
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420367
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425604
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426948