В 1977 году на экраны вышел фильм Криса Маркера «Цвет воздуха — красный», посвященный событиям 60-х — 70-х годов: девятая годовщина событий 1968 года позволила осмыслить время, окрашенное в цвета революции.
Это была эпоха, когда повсюду люди поняли, что от их собственных усилий зависят изменения жизни, когда желание изменить жизнь сопровождалось эмансипацией нравов, культуры, общественной жизни. Однако революционный порыв для многих сменился ощущением горечи поражения, а крайние меры борьбы таких радикальных организаций, как «Прямое действие» во Франции или «Красные бригады» в Германии, также способствовали затуханию революционного периода. Но память о нем хранит ощущение особой атмосферы: цвет воздуха — красный.
Многие свидетели событий, вспоминая это яркое время, утверждают, что май 68-го сформировал их самих и их отношение к жизни. Их называют поколением 1968 года (soixante-huitards). Среди художников этого поколения Жерар Фроманже выделяется политической ангажированностью, вовлечением в самые важные события времени: один из организаторов и участник «Народного ателье афиш», он был рядом со своими товарищами все это время: среди них и Даниэль Кон-Бендит, и Феликс Гваттари, и многие другие.
Красный цвет символичен для творчества Фроманже. Одна из самых известных его графических серий, посвященных 1968-му, с красными силуэтами на улицах Парижа, так и называется «Красное». Тогда же художник знакомится с Жан-Люком Годаром, и они вместе создают знаменитый фильм-листовку «Красный», где цвета французского флага растекаются по бумаге и красный цвет заполняет пространство листа.
Фильм-листовка «Красный» (1968). Режиссер: Жерар Фроманже. Съемка: Жан-Люк Годар
Жерар Фроманже, так же как художники GRAV и ситуационисты, начинает с критики искусства, но его критика связана с вопрошанием о статусе произведения, статусе живописи. Серия «Картина под вопросом» включает работу «Моя картина тает» (1966), где художник создает новый вид высказывания, объединяющий формальное решение и концептуальное.
В это время Фроманже примыкает к художникам движения «Новая фигуративность», образовавшегося в начале 1960-х годов и близкого к американскому поп-арту. В отличие от американских художников, французские активно реагируют на политическую повестку дня: большинство из них участвует вместе с Фроманже в работе «Народного ателье афиш».
Жерар Фроманже — один из первых художников, почувствовавших, что необходимо выходить в публичное пространство. Летом 1968 года он в буквальном смысле слова воссоздает дыхание времени в своих объектах, выдуваемых из легкого пластика altuglas. Сферы, похожие на цветы, появляются сначала на площади Бланш, потом на площади Алезия. Прохожие, привлеченные ярким объектом, останавливаются и смотрят в свое отражение. Жан-Люк Годар фиксирует на кинопленку их реакции, в то время как стражи порядка задерживают художника и его друзей, а непонятные объекты уничтожают. Искусство в публичном пространстве действует, создавая критическое поле, а атака полицейских на столь, казалось бы, невинную художественную выходку показывает, как шутка и игра могут стать политическим действием, а художник — дать возможность каждому ощутить свою причастность к политическому.
Кадр из документального фильма Ж-Ф. Кларака и О. Делея «Годы Сигмы: любовная провокация» («Les années Sigma: la provocation amoureuse»)