Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20249424Позавчера, когда Совет Федерации дал добро на ввод российских войск на территорию Украины, мой хороший друг — киевский художник Никита Кадан сообщил, что выставка в Москве, в которой должны были участвовать он и еще двое украинских художников, Лада Наконечна и Николай Ридный, отменяется: «Выставка не откроется. Точнее, может, и откроется, но черт знает когда — когда все изменится. В выставку вложено много усилий разных людей, и мне жаль, что так, но иначе нельзя». Проект должен был проходить на частной, а не на государственной площадке — в ЦСК «Гараж», но сейчас это действительно не важно и иначе нельзя.
Этот жест абсолютно понятен и не требует объяснений, и я полностью его поддерживаю. Сейчас это только цветочки — будут и ягодки. Я не буду писать об экономических и политических последствиях нынешних действий правящего режима, есть много аналитиков и специалистов, которые сделают это намного лучше. Скажу лишь о том, что касается лично меня.
Вот в городе на Неве, где взрастили нашего дуче, должна пройти «Манифеста», тоже вроде все согласовано и определено. На организацию мероприятия потрачены уже значительные суммы, нашли достойного куратора, процесс запущен. Люди, ответственные за проведение европейской биеннале современного искусства, потратили много сил на то, чтобы не допустить ее срыва, — а ведь, если вы помните, были предложения отменить или бойкотировать «Манифесту» в связи с той атмосферой, которая сложилась в Петербурге благодаря Виталию Милонову и иже с ним (обсуждение началось задолго до принятия федерального закона о «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних»). Какова судьба «Манифесты» теперь? Бряцание оружием и имперские амбиции, которые перестали даже минимально скрывать, вряд ли вызовут симпатию у художников, приглашенных участвовать в проекте, а также у критиков, журналистов, обычных зрителей. Петербург рассчитывал на приток туристов — ага, конечно, ждите!
Вот московские музеи торжественно объявили в конце прошлого года, что привезут и покажут заслуженных классиков и громких современников, называли имена Бэнкси, Трейси Эмин, Таситы Дин, Герхарда Рихтера, Ансельма Кифера и прочих. Многие из этих планов звучали не совсем уверенно, но все же была вероятность, что хотя бы часть обещанного будет реализована. Случится ли это теперь? Нет никакой уверенности, даже если подписаны официальные бумаги. Взбунтуются художники, политики надавят, музеи и коллекционеры передумают — много факторов.
И так до бесконечности: выставки, концерты, книги, фильмы... Я прекрасно знаю, что есть немалое число безостановочно оставляющих комментики в интернете умников, которые считают, что все это нам не нужно. «Мы сами с усами». Хорошо, посмотрите на «мы сами» из космоса — достойный пример для подражания. Бешено плюсуйте друг друга.
Во всей этой свистопляске отмечается и наша пишущая братия. Ну ладно, когда это те, на ком клейма ставить негде, вроде одного критика, который и раньше прославлял империю (я не пишу с большой буквы, он, видимо, пишет) и оправдывал изнасилование, а теперь кричит в укор участникам антивоенного шествия, которых чуть позже безжалостно винтила полиция, националистические лозунги: «Слава России!» в ответ на «Нет войне!». С ним-то все понятно. Но отличаются и другие. К примеру, не нуждающийся в представлении Олег Кашин, который по удивительной — для меня уж точно — «случайности» все еще остается автором COLTA.RU, публикует на нацистском сайте репортаж из Крыма. Не важно, что конкретно он там пишет. Помнится, когда-то мы в нашей редакции говорили о польском опыте 1980-х годов, когда людей (какими бы хорошими они ни были), приходивших на государственное телевидение в то время, пока там шла борьба «Солидарности» с репрессивным режимом, сразу зачисляли в коллаборационисты, с ними не здоровались, их переставали рассматривать как достойных людей. Да, мы знаем, что этот самый нацистский ресурс — он настолько, до неприличия, известен, что догадывайтесь сами, как он называется, — поставлял в том числе и антипутинский контент (отчего он не становился, естественно, менее нацистским), но с ним в последнее время происходят интересные метаморфозы: то его цитируют центральные телеканалы в связи с Олимпиадой в Сочи, то он становится одной из площадок для восхваления «славянского единства» и большого «русского мира». Своевременные «подгоны» нынешней власти. И известный журналист собирает им кассу. Молодец, чего уж там.
Другой случай. Пару лет назад, когда я работал на другом сайте, один автор написал по моей просьбе текст — про современное искусство в Республике Беларусь. Талантливый, злой, смешной и очень своевременный — о том, как выглядит художественный процесс в стране, отгородившейся от всего остального мира. А он может выглядеть только так — позорно, нелепо и убого. Думаю, именно такой станет вся культурная сфера, не только изобразительное искусство, в России, если власти РФ будут продолжать гнуть линию на обострение, если продолжится курс на эскалацию конфликта — и не только с Украиной, а уже со всем миром. К сожалению, тот же самый автор последнее время ударился в осуждение «бандеровцев», кроме которых он никого на Украине не видит, косвенно потворствуя нынешнему курсу российского официоза. Человека занесло, и это, увы, не единственный пример.
Среди тех, кто начал активно постить тексты в поддержку «антимайдана» и российской интервенции, официально будущей, но фактически свершившейся, распространенно мнение — даже не мнение, а аргумент, — что все, кто что-то пишет, говорит или делает против путинского «окончательного решения» украинского вопроса, поддерживают американский империализм (вариант: империализм ЕС).
А ведь никто не хвалит империализм других стран. Все империализмы одинаково отвратительны: что США, что России, что Великобритании — и многих других стран с замашками. Если уж говорить о художниках, есть американская художница Марта Рослер, которая однозначно осуждает империализм США, и никому, кроме безумцев или проплаченных троллей, не придет в голову сказать, что она тем самым поддерживает амбиции Путина (вариант: Лукашенко, «Аль-Каиды», Китая и т.д.). Ну или давайте обвиним Джереми Деллера, что он порочит собственную страну на деньги «кровавых шотландских сепаратистов» или еще чего страшнее. Полегче с конспирологией, кто вас откачивать будет?
Могу согласиться, что нынешняя украинская власть не смогла найти приемлемый для юга и юго-востока страны сценарий, и оттого сразу проявились все те проблемы, которые вызвали нынешние конфликты, но это не повод для России вмешиваться в дела другой страны. Ни для кого не повод. Пусть сами украинцы решают свои внутренние вопросы. Они не дети и никогда ими не были. Не надо считать, что украинцы не могут принимать самостоятельные решения. Я, как и многие мои товарищи, вышел бы на митинг против вмешательства США или, раз пошла такая пьянка, Парагвая, Бенина и Королевства Тонга в дела суверенной Украины, но сейчас это делает Россия — страна, где мы живем. И нашим именем оправдываются грязные делишки, в которых заинтересована кучка вороватых политиков и тех, кто контролирует нашу экономику. Им совершенно все равно, к чему это приведет, но последствия будем разгребать мы — не Путин, не сенаторы, не депутаты Госдумы, не министры, не олигархи. И именно поэтому надо выступить против вмешательства во внутренние дела Украины и осудить интервенцию, какие бы формы она ни принимала.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20249424Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202411034Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202417136Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202423424Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202424139Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202426706Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202427420Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202432672Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202432760Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202432022