О Мастере

Памяти Сергея Алимова

текст: Екатерина Гаврилова
Detailed_pictureЗанятие с С.А. Алимовым во ВГИКе. 2005© Е. Гаврилова

17 декабря 2019 года на 82-м году жизни скончался Сергей Александрович Алимов — главный художник Театра кукол им. С.В. Образцова, профессор ВГИКа, академик, народный художник Российской Федерации, мультипликатор, иллюстратор. Среди его анимационных работ — «История одного преступления», «Каникулы Бонифация», «Топтыжка». Им созданы известные циклы иллюстраций к «Мертвым душам» Гоголя, «Мастеру и Маргарите» Булгакова, «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. Вспоминает художница Екатерина Гаврилова.

Помню первую увиденную картинку Алимова, черно-белую репродукцию. Некий человек, чиновник в «наполеоновской» шляпе, его тело буквально разорвано пополам, фон — залитый градиентом пустынный пейзаж. Для меня, ребенка лет восьми-девяти, воспитанного на бесконечных натюрмортах и гипсовых головах, это изображение из каталога выставки «Союзмультфильма» рядом с милыми зайчатами и мышатами было настоящим откровением. А что, так тоже можно?

В 1998 году мы уже специально с одноклассниками по МСХШ ходили на юбилейную выставку Сергея Александровича в ЦДХ. Уже знали, что он сам — выпускник нашей школы, именитый театральный и кинохудожник, автор тех самых иллюстраций к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя. И что Алимов преподает во ВГИКе. Набирает не часто, попасть сложно — в группе всего пять человек.

Запутанная школьной рутиной с ее образцами в виде Репина и Сурикова, я почти и не мечтала попасть к Алимову в ученики. Это казалось совершенно нереалистичным. И все же, по счастью, провалив экзамены в Полиграф, нацелилась на ВГИК. Неважно, к кому попасть, лишь бы подальше от нафталина стандартного художественного образования. Вдруг неожиданно повезло: именно в этот год набирал курс человек, которого я совершенно не знала лично, но чьими работами так восхищалась.

Повезло вдвойне — экзамены были сданы успешно. Так я стала частью алимовской школы. Сергей Александрович преподавал с начала 90-х и до самой смерти в декабре 2019-го. Вел по два курса одновременно. Так что нас всего ничего — человек 40 от силы.

Чуть ли не на первом занятии Алимов сказал нам задорно, что художник — лучшая профессия в мире. И он действительно всем своим образом жизни, поведением и творчеством эту формулу подтверждал и был для своих учеников не только примером учителя и художника, но и образцом классического русского интеллигента в лучшем смысле этого слова — интеллигента «старомосковского» разлива.

Занятие с С.А. Алимовым во ВГИКе. 2005Занятие с С.А. Алимовым во ВГИКе. 2005© Е. Гаврилова

Многие во ВГИКе, глядя на работы его учеников, с пренебрежением и завистью называли это явление «алимовщиной». Но, как говорил еще один наш художник и педагог Анатолий Кузнецов, «талантливый студент перерастет манеру учителя, неталантливый — получит хорошую школу». Окончив институт, мы сделали две выставки, посвященные мастерской Алимова и его студентам (в ЦДРИ и МАММе), которые эту мысль подтвердили. В какие бы сферы искусства и жизни ни заносило алимовских студентов, они сохранили фундамент и общие принципы, данные учителем.

В мастерской не было атмосферы насилия или давления на студента, Алимов говорил о недостатках работ мягко, обязательно отыскав даже в самой примитивной зарисовке хоть что-то хорошее. Советы носили практический характер — что именно и как лучше перерисовать. Никаких нотаций, фраз в духе «Рисовать надо лучше!». Никаких заданий на лето. Но той сгущенной и концентрированной энергии, которую он создавал на занятии, подробно и тщательно обсуждая каждый лист, рекомендуя тех или иных художников для вдохновения, рассказывая различные истории, было достаточно, чтобы, пулей вылетев из аудитории, сразу бежать рисовать опять.

Быть художником — это не просто уметь хорошо рисовать, знать перспективу и композицию, выработать свой стиль. Быть художником — это уметь преодолевать препятствия, быть стойким и достойно переживать неудачи — такую мысль прививал нам Алимов. Помню, сразу после пожара в Манеже Сергей Александрович рассказал, что смотрел из окна на далекое пламя, в котором сгорели работы театральных художников, в том числе и его рисунки (шла какая-то выставка). С легкой улыбкой он тогда заметил: «Ну что ж, нарисую еще лучше!»

Его друг, фотограф Юрий Рост, написал целую заметку в «Новой газете» о случае, когда у Алимова, единственного среди художников — участников выставки, выкрали работу на Франкфуртской книжной ярмарке. Сам художник и его друзья считали это своего рода поводом для гордости. Цитата из заметки:

«Иду по экспозиции и встречаю куратора выставки, Алимова Бориса.

— Поздравляю тебя с успехом!

— Так ведь не мою работу украли, — говорит печально Боря, — а моего брата Сережи. Иллюстрацию к Гоголю.

— Значит, человек со вкусом».

Занятие с С.А. Алимовым во ВГИКе. 2005Занятие с С.А. Алимовым во ВГИКе. 2005© Е. Гаврилова

Учась во ВГИКе, мы всегда автоматически держали почтительную дистанцию с Мастером. Так и называли его. Он обращался только на «вы», без малейшей фамильярности. В дружбу эти отношения могли перерасти только за порогом вуза, когда, по его же словам, мы становились «коллегами».

Алимов был одним из немногих педагогов (наряду с П.Ф. Никоновым, С.А. Бархиным, М.М. Курилко-Рюминым), которые продолжали общаться со своими выучениками и поддерживать их, не бросали сразу после выдачи корочек. Многим помог найти работу, получить мастерскую, участвовать в выставках, рекомендовал к преподаванию или творческим поездкам за границу. Помнил всех поименно и как-то рассказал, что в книжечку записывает не только фамилии и имена, но и темы работ, оценки за каждый семестр, год за годом.

Уже после института я узнала, что Алимов был дружен со многими замечательными художниками, режиссерами и музыкантами, фактически со всей тусовкой 60-х. Он рассказывал о парижских сквотах, Владимире Котлярове (Толстом) и Александре Васильеве, о Нике Ильине и его празднествах; постоянными посетителями выставок Алимова были Белла Ахмадулина и Борис Мессерер, Светлана Немоляева и Александр Лазарев. Лучшими друзьями были и однокурсники по ВГИКу — прекрасные художники Владимир Серебровский, Николай Двигубский, Борис Бланк, Михаил Ромадин.

Алимов рос в благодатной среде: его мама была иллюстратором, отец — архитектором, брат — также известным художником-иллюстратором. Бабушка по материнской линии занималась кукольным театром, как и сам Сергей Александрович впоследствии. Двоюродный брат — известный композитор Владимир Иванович Мартынов — пишет в своих книгах с большой благодарностью о семье Алимовых. Это был удивительный мир настоящей, потомственной интеллигенции, которой были чужды дешевый снобизм и псевдоинтеллектуальность.

Не хочется повторять банальности, пересчитывать регалии и достижения нашего учителя. О них можно прочесть во множестве статей, интервью и материалов в книге-альбоме Евгения Громова. Сергей Александрович был до самой смерти человеком очень востребованным, не вылезал с канала «Культура», никогда не сидел без дела. Однажды прочла в воспоминаниях одной знакомой, оказавшейся в мастерской Алимова ребенком: был какой-то праздник, и художник лавировал между гостями с бокалом шампанского в одной руке и кистью в другой, периодически отлучаясь — поправить что-то в рисунке. И это лишь один из многих примеров того, как сочетались в Алимове любовь к жизни, легкость человеческого общения и концентрация в работе.

Занятие с С.А. Алимовым во ВГИКе. 2005Занятие с С.А. Алимовым во ВГИКе. 2005© Е. Гаврилова

В конечном счете, он учил своих студентов не рисовать, а быть художниками. И для многих останется навсегда настоящим отцом в профессии и Мастером с большой буквы. Другого не будет.

Щедрость человеческой души — редкость в машинном мире Тиндеров и тендеров. Трудно быть уверенным, но кажется иногда, что тяготы войны, лагерей и голода, пережитые шестидесятниками в детстве, навсегда сделали их более добрыми, талантливыми и открытыми миру. Научили любить и принимать жизнь как есть. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет писал: «…в любви происходит расширение индивидуальности за счет поглощения ею, смешивания с “я” всего остального». Думается, что поколение Алимова прекрасно ощущало это на интуитивном уровне. Во всяком случае, не только он, но и многие встреченные мной художники, родившиеся до войны, излучали любовь, энергию и интеллигентность. Цельность. Неразрывность того, что ты делаешь как человек, и того, что делаешь как художник.

На прощании, прошедшем в Театре кукол им. С.В. Образцова, где Сергей Александрович служил главным художником, режиссер-аниматор Андрей Хржановский рассказал небольшую историю. В молодости они с Алимовым были большими поклонниками ансамбля «Мадригал», дружили с Анри Волохонским. Тот, в свою очередь, как-то рассказал, что во время поездки в Грузию в день рождения Шоты Руставели местные таксисты ограбили его и выкинули из машины. В конце рассказа Анри заметил: «Шота Руставели так бы не поступил!» Повторим же следом — «Сергей Алимов так бы не поступил!»


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245024
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246580
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413149
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419625
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423696
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428997
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429650