5 августа 2020Искусство
102

«Стена была страшнее своих фрагментов»

Дмитрий Пиликин, Юрий Аввакумов, Егор Сенников и Кортни Стивенс вспоминают Берлинскую стену перед премьерой фильма «Американский сектор»

текст: Юрий Аввакумов, Дмитрий Пиликин, Егор Сенников, Кортни Стивенс
2 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Beat Films
    Дмитрий Пиликинхудожник, арт-критик, куратор

    Об особой страсти американцев приближать историю к себе известно всем — например, покупать замки в Шотландии, разбирать их по камушкам и затем воссоздавать уже на американских просторах, но что история перемещения фрагментов Берлинской стены в США оказалась таким массовым проектом, я не знал.

    Я насчитал, что авторы посетили 41 мемориальное место в совершенно разных частях Америки — от столичного Вашингтона (ну о'кей, ему как политической столице положено) до каких-то совсем дальних индейских территорий в Южной Дакоте, где о Берлине, возможно, и не слышали (но нет, слышали, коренная американка из племени оглала комментирует за кадром). И заметно, что на заставку они намеренно поставили совершенно маргинальное место — лесную глушь на так называемой неинкорпорированной территории (Unincorporated Land, Western PA): это территория, «контролируемая правительством Соединенных Штатов, которая не инкорпорирована для целей конституционного права Соединенных Штатов, где Конституция США применяется лишь частично». Но это и есть дух американской свободы, являющийся одним из почитаемых и декларируемых символов страны. То есть Стена, когда-то являвшаяся символом холодной войны и принципиального разделения двух миров-противников, ныне расползлась по просторам Америки, сохраняя дух свободы, которую не ограничить запретами и границами. Вот такая инверсия, и она вполне уместна для самого процесса переживания истории и выработки к ней собственного отношения. Печально, что вся эта история нынче (с приходом к власти Трампа) несколько омрачена планами американского правительства построить собственную стену на границе с Мексикой.

    Впрочем, само неоднозначное отношение к этому проекту тоже показывает, как по-разному понимается свобода американцами. Второй важный вопрос, возникающий при просмотре фильма, — это проблема мемориализации и установки памятников, которые сегодня попали в лакуну критического взрыва. Итак: где же американцы устанавливают эти фрагменты Берлинской стены?

    Понятно, что их включение в экспозиции военных и исторических музеев или мемориальных зон правительственных учреждений не вызывает удивления и вполне совпадает с известной европейской практикой. Но Америка — прежде всего, страна частной инициативы, поэтому фрагменты Стены возникают и в довольно необычных для европейского сознания местах: у президентских библиотек (от Кеннеди до Рейгана и Буша-старшего, что подчеркивает внимание американских президентов к европейской истории и их желание показать свое к ней отношение), у офиса студии Universal во Флориде (это понятно: Голливуд отдал должное истории противостояния Востока и Запада), рядом с колледжами и студенческими кампусами (тоже понятно: это часть образования). Но попадаются и совершенно удивительные места вроде Музея мировых ценностей в Техасе (где фрагмент Берлинской стены возникает среди скелетов древних динозавров), или просто станции метро в Чикаго (где местное братство немецких эмигрантов устроило небольшую витрину с бюстами Ленина и агитационным фарфором), или просто закусочной в Джорджии (как подарок городу от девелопера-инвестора), или даже частной территории дома (владелец которого считает эти объекты важными артефактами истории). Сам статус объектов (при их вроде бы равенстве) существенно колеблется. Они могут просто стоять под открытым небом у автотрассы или подаваться как дорогой арт-объект музейного уровня (даже с табличкой), как это сделано в офисе компании Microsoft в Ричмонде.

    Это и есть «подвижная история», история о важных мировых событиях, которые пусть и произошли в другой части света, но оцениваются американцами как важные и причастные к их собственной истории. И эта история не формализуется, она находится в движении, поэтому, видимо, авторы завершают свое road movie по Америке прямым включением: фрагмент Стены со всеми предосторожностями грузят на трак и перевозят на новое место в далекой Калифорнии.

    © Asterlight

    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249407
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416052
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420364
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425601
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426944