8 сентября 2020ИскусствоScience Art
226

Улитки, мухи, пиявки, мыши и союз науки и искусства

Ирина Актуганова открывает перспективу российского remote art

текст: Евгений Стрелков
Detailed_picture© Ирина Актуганова

Ирина Актуганова — одна из самых известных единиц научно-художественного сообщества в России: автор множества оригинальных выставочных проектов, ведущий координатор конкурса «Музейный десант» Благотворительного фонда Владимира Потанина, она возглавляет собственную НКО «Техно-Арт-Центр» и руководит агентством «21». О том, как совмещать крупнейшие проекты с «личными», некоммерческими выставками, о современном состоянии science art, об андеграунде и музейной практике с Ириной Актугановой поговорил художник Евгений Стрелков.

— Ира, ты стояла у истоков ГЭЗ-21, была сооснователем легендарного «КиберФеминКлуба» и Музея звука, известна как пропагандист экспериментальной музыки, а в нашей совместной выставке в Арсенале проявила себя как знаток питерского андеграунда 80-х. Но я тебя узнал через фонд Дмитрия Зимина «Династия», где ты была координатором грантового конкурса «Научный музей XXI века». Тогда я влился в группу создателей музейных экспозиций на тему науки — в Нижнем Новгороде, в Москве, в Самаре. Были и фестивали науки, и сборные и передвижные выставки; наконец, экспозиция Политехнического музея «Россия делает сама» на ВДНХ, где ты была куратором. И везде, на всех этих постоянных и временных выставках, помимо сугубо музейного продукта жило современное искусство.

Неким апофеозом всей этой комплексной работы стала новая экспозиция Музея Ивана Петровича Павлова в Колтушах под Петербургом — «Новая антропология». Музей в Колтушах — подразделение Института физиологии РАН. Какие принципы формируют эту экспозицию? Как было организовано (а ведь оно было именно организовано, как участник проекта, я это знаю) взаимодействие между учеными-физиологами и медиахудожниками? Удалось ли получить некий сверхэффект от этого взаимодействия?

— Женя, я не воспринимала проект в Колтушах как апофеоз. Апофеоз получился медийным, и мы его не планировали. Сам проект казался мне изначально очень простым, и делала я его играючи. После больших — и во всех отношениях пионерских — проектов с «Династией», Политехом и «Сириусом», которые давались тяжело, небольшой и малобюджетный проект в Колтушах казался мне просто легкой и приятной прогулкой. В этом проекте для меня был один вызов — запустить технологических художников в научную лабораторию и спровоцировать именно сотрудничество художников и ученых, а не научное консультирование, как это было прежде.


© «Новая антропология»

Казалось бы, зачем художникам и философам проникать в лаборатории? Есть ответы конвенциональные: расширение поля смыслов, взаимное опыление науки и искусства, развитие языка искусства, проблематизация научной и технологической деятельности, которая возможна только из гуманитарной перспективы. Также это устоявшаяся мировая практика присутствия художников в университетах и научных лабораториях. Однако обычно у меня всегда есть в основе любого проекта витиеватый личный мотив, который не всегда можно внятно озвучить. Так было и с «Новой антропологией».

Как ты помнишь, в Колтуши впервые я попала благодаря твоему проекту с Еленой Савватеевой-Поповой, который «Династия» поддержала, а я приезжала мониторить.

— Да, мы реализовали его в Нижнем Новгороде, в университетском музее «Нижегородская радиолаборатория», хотя вся наука была из Петербурга — из Колтушей и из питерского физтеха. Там довольно сложный был материал — рассеяние Мандельштама — Бриллюэна на молекулах ДНК во время смены ими конформации. Мне пришлось вновь засесть за учебники, чтобы разобраться в деталях...

— Собственно, это было полноценное сотрудничество тебя как художника и лаборатории нейрогенетики ИФ РАН, которое ведь продолжается до сих пор, насколько я знаю.

— Да, продолжается! Чему подтверждением и «Мушиный квартет», и пара научно-популярных фильмов.

— Так вот, тогда ты познакомил меня с Леной, и мы обсуждали потенциальные возможности Павловского городка. Но это было лет 10 назад. А потом, уже в 2016 году, в силу своей склонности к идеям Николая Федорова я стала волонтером фонда Миши Батина «Наука за продление жизни», в котором я через пару лет поняла, что гуманитарий для дела продления жизни и воскрешения отцов может сделать примерно ничего. Это было ужасное осознание, просто полный провал. Тогда я решила найти какой-то биологический НИИ и пойти мыть туда пробирки или чистить мышиные клетки. Так я вспомнила про НИИ физиологии имени Павлова, Колтуши, Лену Савватееву-Попову — ну и так далее.

Институт физиологии имени И.П. Павлова РАН в поселке Колтуши Ленинградской области
© Людмила Белова

Я довольно причудливо подбиралась к своей основной цели — к пробиркам. Познакомилась с Еленой Рыбниковой, замдиректора по науке, приняла нечаянно участие в небольшом исследовании — пила два месяца экстракт морского ежа, ходила по лабораториям и смотрела эксперименты с улитками, мухами, пиявками и мышами. Надо сказать, пробирки я так и не помыла, поскольку руководство института в таком качестве меня не увидело. Зато оказалось, что директор института — академик Людмила Павловна Филаретова интересуется союзом науки и искусства. На этой почве мы и сошлись.

«Мы видим, как ты слышишь». Инсталляция. Художник: Анна Мартыненко. Ученые: Варвара Семенова, Лидия Шестопалова, Екатерина Петропавловская
© Александр Лаврентьев

Сейчас уже и не восстановить всю цепочку событий — в ней было много людей, встреч, каких-то публичных мероприятий, общение с молодыми учеными института, написание заявки в Фонд президентских грантов про «Новую антропологию». Но главное — сложилась атмосфера безоговорочного приятия, в которой происходила интервенция художников в научные лаборатории (при этом я поначалу все еще верила, что я таки помою пробирки или почищу клетки с мышами, а то и поставлю какой-то эксперимент по продлению жизни модельных животных).

Вот эта любовь и, как потом оказалось, и польза, которую художники принесли лаборатории, а также взаимное уважение — это и есть неожиданный сверхэффект сотрудничества.


Дмитрий Морозов (::vtol::). Phantom. Аудиовизуальная инсталляция
© pavlov-koltushi.ru

— Кроме любви и пользы в итоге получилась и эффектная экспозиция. Максимально сохранен лабораторный антураж, еще довоенный: вытяжные шкафы, кафельная плитка… И в то же время пространство стало визуально «чистым», адекватным медиаработам художников.

— Экспозиция получилась потому, что опять же была любовь. Продюсер проекта Аня Аполлонова ездила в Колтуши с частотой, которая даже не требовалась для дела, потому что ей нравились место и люди. Все вкладывались от души, что называется, — и не только ученые, но и, скажем, директор по развитию Ирина Гавриленко, и все сотрудники музея Павлова, и рабочие, делавшие ремонт. И, конечно, директор музея Лариса Андреева. Ну, про художников я и не говорю.

Если кратко, то в институт меня привели Федоров, фрустрация и недовольство собой, но на выходе получились Павлов, «Новая антропология» и большие надежды.


Людмила Белова. Сайт-специфик-инсталляция «Ожидалка»
© Людмила Белова

— Ира, а как-то сказался, пригодился, трансформировался в Колтушах твой опыт участия в музейных программах фонда «Династия», а потом и других фондов?

— Женя, ну все-таки «участие» — неподходящее слово. Мы же сами и формировали эту новую музейную повестку, а также язык. Опыт за более чем 10 лет музейной практики образовался колоссальный. Ну и разносторонний. Мы же все проекты делали с нуля и под ключ. От замысла до открытия. Смыслы, контент, дизайн, подача, стройка, монтаж, программная деятельность — все сами делали. Ну ты знаешь — вместе же делали: и в Москве, и затем в Питере, Самаре… В Колтушах мы частично применили те навыки, которыми хорошо владели. Потом, ты же знаешь нашу команду мечты из двух человек — меня и Ани Аполлоновой, которая может все. Мы с ней 10 лет делаем проекты. Это все как бы на автомате, мы в большей степени следили за тем, чтобы все было по любви. Ее обычно не хватает в проектах, где есть заказчик. А тут заказчика не было. Сами придумали и сами сделали.

Людмила Белова. Инсталляции «Лаборатория — творческая мастерская» и «Ожидалка-2»
© pavlov-koltushi.ru

— Согласен, Ира, «любовь» тут — важное слово. У меня самого возникли очень нежные какие-то отношения с сотрудниками института, причем примерно с пятью-шестью как минимум. Это здорово обогатило меня, хотя нельзя сказать, что я часто с ними общаюсь. Но когда случайно в Шереметьеве мы столкнулись с Людмилой Павловной Филаретовой, то простояли почти час, беседуя… ну, много было такого…

— Ну и еще для меня в этом проекте акцент был смещен в сторону процесса создания работ и публичной рефлексии — мы организовывали встречи пар «художник — ученый» с аудиторией. А экспозиция в музее Павлова — это неизбежный итог.

— А существование внутри сообщества художников питерской арт-сцены как-то определило выбор художников для экспозиции «Новая антропология»? Вообще предыдущие твои и твоих коллег подвиги вроде приглашения в Петербург арт-корабля «Штюбниц» или киберфеминизма — они повлияли, помогли?

— Ну ты же сам видишь по списку участников, что нет. Ты сам не питерский художник, Морозов и Алехина — москвичи, Громова с Парамоновым — бывшие петрозаводчане, живущие теперь в Москве, КБС — Екатеринбург. У нас был open call, и из него мы выбрали художников, которые смогли предложить релевантные проекты. Из питерских были Юра Дидевич, Людмила Белова, Борис Шершенков, Анна Мартыненко, Марина Алексеева и Олеся Гонсеровская, Наташа Федорова. Почти ни с кем из них я прежде не работала и почти не общалась. Ну, кроме Бориса Шершенкова, с которым мы много лет работали в ГЭЗ.

Зрителям нравятся эти сложнейшие произведения искусства, и чем труднее происходит понимание, тем больше зрители ценят и произведение, и свое ненапрасное усилие к пониманию.

— Но всех «непитерских» я помню по «РДС» в Политехе, по выставке «Жизнь: версия науки» на «Винзаводе»…

— Да, если говорить о технологических художниках, то в этой истории преобладают авторы, с которыми я начала работать еще на московских проектах «Династии» и потом Политеха. И все они не из Петербурга. Из питерских художников я открыла для себя Люду Белову как идеального партнера, а не только художника. Кроме иммерсивного проекта «Ожидание», который венчает экспозицию, Люда сделала много для всего проекта в целом. Мне кажется, что и медийность проекта случилась во многом благодаря Людмиле. Она стала просто амбассадором «Новой антропологии».

Что же касается «Штюбница» и «КиберФеминКлуба», то это очень давняя история 90-х, и она в целом меня сформировала: технологическое искусство, новая этика, интерес к социальному и научному конструированию XX века — все это родом оттуда и повлияло не только на «Новую антропологию», но и на всю мою деятельность уже в XXI веке. «Новую антропологию» в Колтушах можно, кстати, считать продолжением раздела «Новый антропогенез» экспозиции Политехнического музея «Россия делает сама», который мы открыли в 2014 году. Федоровская тема у меня сквозная, я ее всюду пропихиваю уже лет 15…


Марина Алексеева, Сергей Карлов. Вода. Инсталляция
© «Новая антропология»

— Как я понимаю, художники и ученые имеют весьма разный культурный багаж. Они говорят на разных языках, часто мотивированы по-разному. Наконец, в искусстве и науке есть разные профессиональные традиции. Как удавалось преодолевать границы? Кто стал агентами влияния по ту и другую сторону? Как вообще восприняли ученые-администраторы и ученые-исследователи концепцию «Новой антропологии»?

— Ну, в целом нам не нужно было, чтобы ученые, участвовавшие в проекте, как-то относились к концепции радикального изменения человеческой природы средствами науки. Они, собственно, этим занимаются по факту, но не видят себя из гуманитарной перспективы. И тут как раз роль художника заключалась в том, чтобы взять на себя рефлексию, причем взять ее через технологию, а потом еще спровоцировать ученого несколько выступить за границы технологии, расширить рефлексивное поле.

Вообще встреча художника и ученого могла случиться только на территории технологий. И не обязательно тех, которыми владели ученые. Встреча происходила и на территории художников, если у них были полезные и современные технологические навыки — программирование, работа со звуком, схемотехника и пр. Ну то есть цеховые языки, сотни лет выстраивавшиеся как способы герметизации цеховых сообществ, конечно, не могли способствовать любви и дружбе. Зато конкретные практические навыки и технологии оказались эффективными инструментами сотрудничества.

— Что бы ты сочла наибольшей удачей, самой яркой особенностью, «фишкой» экспозиции «Новая антропология»?

— Экспозиция продумана и придумана все же довольно рационально. Но неожиданным эффектом для меня была сложность. Я это назвала «умножение сложности». Сложные художественные произведения сделаны на базе очень сложной науки и вообще не стремятся что-либо упростить или прояснить. Художники оказались не глупее ученых, но, что самое удивительное, зрители тоже оказались не лыком шиты. То есть им нравятся эти сложнейшие произведения искусства, и чем труднее происходит понимание, тем больше зрители ценят и произведение, и свое ненапрасное усилие к пониманию.

Слева: Аудиобинокуляр. Медиаинсталляция. Идея и дизайн: Евгений Стрелков. Программирование: Алексей Циберев. Флеш-анимация: Дмитрий Хазан
Справа: Ткань жизни. Художественно-научное исследование. Художники: Владлена Громова, Артем Парамонов. Ученый: Александр Журавлев

© pavlov-koltushi.ru

— Ира, а какая проблема стала основной в тот момент, когда что-то уже вырисовывалось и стало понятно, что художники сделают свои работы, а музей сможет их принять?

— А что, была какая-то проблема? Недостаток денег? Да нет. Проблема с технологическим искусством в музее всегда одна и та же. Музей не может все это богатство обслуживать — не хватает компетенций. Это стало понятно довольно быстро. И продолжается до сих пор. И это какое-то проклятие. Предупреждаешь заранее всех — и потом словно не предупреждали.

— Ну да, что-то ломается — и надо чинить. Все надо включать ежедневно — а системы порой довольно сложные… А как будет продолжено сотрудничество с музеем Павлова и с Институтом физиологии? Я знаю: есть новый проект «Школа Павлова». О чем будет новая экспозиция, как она будет связана с «Новой антропологией»?

— Ну, как я поняла для себя, «Новая антропология» — это просто мой девиз по жизни. Я упорно топлю за радикальное продление жизни, за преодоление человеческой природы, за выход из-под давления эволюционного отбора, за достижение бессмертия средствами науки, наконец, и в силу неспособности помочь делу продления жизни нормальным способом — занимаясь наукой — буду продолжать делать художественные проекты на тему. «Школа Павлова» — продолжение сотрудничества с институтом, но теперь на почве реновации и расширения исторической части музея Павлова в Колтушах. Когда в прошлом году я водила кураторские экскурсии по «Новой антропологии», то выяснила, что посетители наши, вполне образованные люди, мало что знали о Павлове и его научной школе. Обычно после нашей выставки они шли наверх, в мемориальный музей Павлова, и там, в его небольшой квартире, сотрудники музея проводили для них экскурсию. А музей крошечный, основан в 1949 году, посвящен исключительно Павлову и с тех пор мало изменился.

В общем, мы решили, что пора восстановить связь времен и рассказать средствами искусства — и с привлечением богатых архивов — не только о Павлове, но и об Орбели, Лобашеве, Черниговском, Фирсове, Уголеве и всех тех гениях, что составляют славу мировой биологической науки. «Новая антропология» и рассказ о научной школе Павлова — это не только два этажа одного исторического здания, но и, на самом деле, одна история — от начала XX века до наших дней. Поскольку «Школа Павлова» — все-таки музейный проект, то важное место в работе над ним занимает исследование, работа в архивах. Работа с наследниками ученых. Что прямо сейчас и происходит.

Нейрогармониум. Художественно-научное исследование. Художник: Борис Шершенков. Ученый: Олег Ветровой © Людмила Белова

— Те же люди будут делать новую экспозицию?

— Делать новый проект будем отчасти с теми же авторами, что и «Новую антропологию». Также у нас есть ресурс, задел, еще с прошлого года — проекты, не вошедшие в «Новую антропологию», но годные для музея. Ну и хотим попробовать коллективное проектирование. Надо же ставить перед собой новые задачи… Вот хотим собрать художников, историков и ученых — и за три месяца полностью придумать музей. Причем хотим, чтобы он самоорганизовался, как бы родился из пены обсуждений. Верю, что это возможно. До Нового года придумаем, а потом каждый пойдет делать свою часть. Откроемся не позднее 1 июня. Так записано в нашем договоре с Фондом президентских грантов.

— Большую часть работ в экспозиции «Новая антропология» можно отнести (пусть с оговорками) к жанру science art. Что тебе кажется привлекательным и важным в этом жанре, как ты видишь его развитие вообще и в музейном плане в частности? Какие тут возникают специфические проблемы — для музейных работников, для зрителей?

— Надо сказать, что прото-сайнс-артом мы с Аллой Митрофановой и Димой Пиликиным занимались еще в галерее «21» аж с 1994 года, а в 2009-м с Димой Булатовым на средства фонда «Династия» мы делали на «Винзаводе» первую в России выставку классического sci-art «Наука как предчувствие». Потом были 10 лет непрерывного art&science, и сейчас моему сай-арту уже 26 лет. Не то чтобы я охладела к этой теме, но в моем понимании термин потерял актуальность, и им стало пользоваться неудобно. Сейчас art&science хотят все: НИИ, университеты, корпорации, музеи пишут концепции развития a&s, делают на него ставку, верят в его живительную силу, но вносят и дух неприятной корпоративности, от которой хочется держаться подальше.

Мы будем скромно пользоваться терминами «технологическое искусство» и «междисциплинарные художественные практики». Или вот Дмитрий Булатов оперирует понятием deep media art. Мне сейчас удобнее говорить об «удаленном искусстве» (remote art) — искусстве, которое рождается и бытует в удаленных от привычных для искусства (музеи, галереи, выставки, фестивали) локациях и обстоятельствах: в экспедициях, полях, лабораториях, на космических станциях и прочее. Это искусство неизбежно будет с элементами технологичности и междисциплинарности просто в силу того, что делается современными людьми, сегодня и в таких вот нехудожественных локациях.

Кибернетическая обезьяна (Jupiter). Интерактивная аудиовизуальная скульптура. Художник: Юрий Дидевич. Ученые: Алексей Хараузов, Иван Варовин, Любовь Иванова, Дарья Подвигина
© pavlov-koltushi.ru

Мне кажется, что технологическое искусство, расширяющее границы применимости технологий, где технология является методом и художественным средством, какое-то время назад миновало наконец стадию катехизиса, или, если вдруг воспользоваться терминологией соревнований по фигурному катанию, обязательную программу, и перешло к произвольной. И оно становится просто искусством, получившим в свой арсенал новые средства, обогатившим свой язык, расширившим поле смыслов, которыми оно оперирует. Оно идет в самую глубь материи и расширяется, сливаясь почти до неразличимости с другими (нехудожественными) практиками. Хотя иногда может выглядеть и как самое привычное искусство. Слова те же — песня другая.

Но, собственно, аналогичные процессы происходят и с музеями. Они тоже изменились до неузнаваемости. И тут основная проблема, как я говорила чуть выше, — готовность музейных коллективов принять всю эту новизну и научиться с нею жить в гармонии. Со зрителем же проблем нет.

— Какое твое персональное самое сильное впечатление (или самое важное обретение) от почти двухлетней работы с темой Колтушей, Ивана Петровича Павлова, Института физиологии, с художниками, наконец?

— Ой, их много — новые друзья, возможность приезжать в очень приятное место. Но самое сильное персональное впечатление, а точнее, изумление — от того, что были у нас проекты более значительные и сложные, и построенные по тому же примерно принципу, и почти с теми же художниками, и с прекрасной посещаемостью, а медийно выстрелил почему-то этот. Скорее всего, просто пришло время, оно нас догнало. Хочется думать так.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244877
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246436
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413029
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419517
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423597
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428901
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429555