Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202449242 апреля стало известно, что 14 апреля в Москве в галерее «Экспо-88» откроется выставка живописи обвиняемой по делу «Оборонсервиса» Евгении Васильевой (напомню, речь идет о хищениях, ущерб от которых составляет 3 миллиарда рублей). Начиная с «Известий», сообщения о предстоящей выставке стали появляться, как только закончился «день дурака», чтобы не было сомнений, что это не шутка. А ведь так похоже на розыгрыш, даже хотелось бы, чтобы это он и был.
Находящейся под домашним арестом Васильевой по решению суда запрещено общаться с журналистами и выходить из дома. Она не даст интервью в связи с выставкой — за нее уже высказались адвокат и глава «Экспо-88» Елена Яковлева — и не приедет на открытие. Но при этом ей удалось подготовить свою небольшую ретроспективу. Совместно с владелицей галереи они отобрали треть из шести десятков имеющихся на данный момент полотен.
Вообще Васильева за время следственных мероприятий и домашнего ареста погрузилась в искусство: помимо картин она пишет стихи, например, про живопись, делает из них песни со своей оригинальной аранжировкой. Говорят, что некоторых адвокатов, вовлеченных в это дело, такие творческие всплески, когда они с ними соприкоснулись, немного смутили.
За последние несколько лет, особенно после прошлогодних писем Надежды Толоконниковой, стало ясно, что среди находящихся под арестом или в местах заключения свободному творчеству могут предаваться только те, у кого, пусть даже они проворовались и впали в царскую немилость, остались связи, и те, кто не вовлечен в политику на стороне какой-либо оппозиционной группы. Возможно, теперь фигуранты нашумевших уголовных дел не из числа политзаключенных (мы же понимаем) займутся творчеством и предъявят его широкой аудитории. Евгения Васильева, что называется, задает тренд. Не Юрий Сапрыкин, конечно, но тоже ничего.
Летом 2003 года телезрителям показывали настоящий боевик. Милицейские спецподразделения брали штурмом офисы и квартиры, ловили «оборотней в погонах». Это выражение появилось именно тогда благодаря Борису Грызлову, на тот момент министру внутренних дел. Выяснилось, что высокопоставленные сотрудники МВД и МЧС создали преступную группировку, крышевали бизнес, занимались вымогательством. Плюс наркотики, которые преступники подбрасывали жертвам (во время обысков, к примеру, изъяли более ста грамм кокаина), и оружие.
Главным обвиняемым по делу об «оборотнях» стал Владимир Ганеев, генерал-лейтенант МЧС, которого в итоге лишили звания и осудили на 20 лет (позже усилиями адвокатов срок заключения под аплодисменты зала был снижен до 18 лет). Когда стали проводить обыск на его даче, оказалось, что человек не отказывал себе в удовольствиях: «Дубовые лестницы. Сделанная на заказ бронзовая десятиметровая люстра. Мраморные камины. Эксклюзивная мебель. В каждой комнате — по домашнему кинотеатру (всего техники под миллион долларов). Одни только шторы, как явствовало из найденных квитанций, обошлись ему в 20 тысяч “зеленых”. Платяные шкафы генерала напоминали бутик. Двести пар костюмов, невероятное количество женских сумочек и платьев, штабеля туфель. Россыпи коробочек от ювелирных украшений (сами драгоценности, равно как и иномарки — две “БМВ”, три “Мерседеса”, — родственники Ганеева успели эвакуировать до начала обыска)».
Бывший генерал-лейтенант мог бы стать куратором или галеристом (второе ему, несомненно, ближе). Можно предположить, что его интерес был бы сфокусирован на дорогих зрелищных скульптурах и инсталляциях, а также видеоарте. Вообще его тянуло к экранной культуре, и не только потому, что «в каждой комнате — по домашнему кинотеатру». В испанском городке Марбелья, где у него обнаружилась дорогая вилла, его соседями были голливудские звезды.
Советом и связями Ганееву мог бы помочь большой специалист по искусству стран Азии Дэвид Эллиотт, назначенный куратором предстоящей молодежной биеннале в Москве. Будь Ганеев галеристом, он бы, как Гари Татинцян, разместил выставочную площадку в дорогом доме вроде «Артхауса», рассказывал бы глянцевым журналам о своей страсти к искусству. Показывал бы крупноформатные фотографии и живопись, по большей части из Китая, — обязательно Ай Вэйвэя, Такаши Мураками, бронзовые скульптуры Ракиба Шоу, световые инсталляции и много видео: Билл Виола, AES+F и т.д. Устраивал бы шикарные вернисажи, во время которых щеголевато прогуливался бы среди солидных гостей.
Впрочем, в нынешнем положении все это осужденному по делу «оборотней в погонах» недоступно (хотя кто знает). Но, возможно, он смог бы сделать выставку в стенах тюрьмы. Организовал бы коллаборативный проект с другими заключенными, то же видео сняли бы, все-таки организаторские способности у бывшего сотрудника МЧС есть; выбил бы под проект бюджет у тюремного руководства — опыт есть.
Сергей Мавроди, которого специально представлять даже как-то странно, все время оказывается в поле зрения правоохранительных органов. Его неуемные предпринимательские — во всех смыслах — амбиции не могут не поражать, но ведь он еще и художник, во всяком случае, для меня. Я уже давно перестал воспринимать его как мифологического героя из «лихих девяностых». То, что он делает сейчас, намного интереснее. Его видеоперформансы, выложенные в YouTube, сравнимы с тем, что делают Андрей Монастырский под личиной Семена Подъячева и Анна Мацкевич, народная художница в буквальном смысле слова.
Закинув руки за голову, Сергей Пантелеевич начинает: «Так новости. Ну какие у нас новости? Сами видели все эти новости». Словесная акробатика местами почти как у Виктора Черномырдина, а презентация своего «я», своего голоса, лица и тела, в качестве центрального художественного объекта — как у Владислава Мамышева-Монро. И поскольку оба, что Черномырдин, что Мамышев-Монро, больше не с нами, пустующее место вполне может занять Мавроди. Особо стоит обратить внимание, как у художника меняется одежда — в этом много смысла. В серии «Тюремные дневники» он мастерски использует способности выстроить экспозицию: мы видим не только самого перформера, но и по-настоящему гениальную тотальную инсталляцию.
Остается только удивляться, почему до сих пор ни одна из российских институций, занимающихся показом подобных произведений, не использовала видео Сергея Мавроди. Ольга Свиблова, Карина Караева, Ольга Шишко, ну что же вы — проглядели!
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244924Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246480Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413069Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419555Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420223Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422872Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423631Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428803Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428933Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429588