В путешествии по Кольскому полуострову мне, как жителю средней полосы России, было интересно исследовать, понять, как человек, преодолевая себя, овладевает стихией, живя на пределе — скупая природа, суровый климат, близость вековых льдов Северного Ледовитого, тяжелая работа в промерзших морях, обустройство городов в мерзлоте.
В пластическом решении своих картин я применила идентичное состояние, где чистый, белый грунт — как отрешенная от человеческой жизни субстанция, и краска, нанесенная на холст, — масса, которая пытается освоиться, встроиться, вжиться, сгармонироваться с этой субстанцией.
Хакасия, город Абаза. Довелось мне побывать в таких специфически промышленных краях, и интересно было посмотреть труд шахтеров. Я побывала на шахте по добыче железной руды. Сопровождающий сотрудник многое показал и рассказал мне. Я получила настоящую одежду и обмундирование шахтера, в клети (лифте) с рабочими мы спустились на глубину 785 м, много ходили, петляя по тоннелям.
Очень тяжел труд шахтера. Мужчины быстро стареют, порой оставаясь трудиться на две смены без отдыха и белого света. Ведь клеть просто так не вызовешь, как лифт в жилом доме, она работает строго по расписанию. Спускаешься на работу и поднимаешься только по окончании.
В таких условиях хорошо проверяются человеческие качества. Как мне рассказали, «гнилые людишки» тут не задерживаются.
Окунувшись в атмосферу шахтерского труда, я не могла не задумать серию картин об этом. В своих работах я исследую подземную часть жизни рабочих.