Летом 1971 года мы снимали дачу в деревне Игнатьевка, в верховьях Москвы-реки около Тучкова. Как-то мы с папой пошли гулять и нашли в лесу серенького птенца, выпавшего из гнезда. Мы взяли его домой и стали гадать, что это за птица. Ел он все — и семена пастушьей сумки, и семечки, и даже мясо. Я надеялась, что это какой-нибудь маленький орел. Когда мы ходили на речку, он шел за нами и купался у самого берега. Уже в Москве, дома, он стал учиться летать по комнате. Назвали его Птах. Вдруг он стал лысеть; мы все очень испугались, решили — заболел. Но через некоторое время на голове у него выросли черные блестящие перышки, а грудь стала алой. Теперь-то мы поняли, что наш Птах — снегирь. Он очень любил петь, иногда он подпевал, кстати, очень точно какой-нибудь музыке, а иногда пел, вертясь перед зеркалом, что тоже очень любил. Когда я приходила из школы, он встречал меня радостными криками, а когда я делала уроки, прилетал ко мне на стол и играл, отнимая ручку или карандаш. Вскоре на птичьем рынке ему купили подружку, назвали Катькой. Она оказалась злая и крикливая, била нашего Птаха и отгоняла от кормушки. А весной, когда клетку вынесли во двор, открыла дверцу и улетела. Через некоторое время купили еще одну подругу, Машку. Они очень привязались друг к другу, но Машка была дикая, ее, видно, поймали уже взрослой. И следующей весной она тоже открыла клетку, но улетели они уже вдвоем. Прошло дня три-четыре, и Птах вернулся. Сперва грустил, а потом занялся своими любимыми делами — пением, играми и купанием в тарелке. А на следующий год Машка прилетела и стала его звать. Моя бабушка открыла клетку, и они снова улетели вместе. И все повторилось и на этот раз, а потом еще через год Птах улетал с ней. Но он всегда возвращался, и снова все наполнялось радостью, пением и шалостями. Когда Птах погиб, наш дом опустел, а Машка прилетала еще несколько лет и каждый год звала его. Папа сделал памятник снегирю. Там он по-прежнему смотрится в зеркало и поет. Когда я смотрю на этот памятник, я всякий раз слышу песни снегиря.
Space is the place, space is the place
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249383Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416029Откуда мы говорим, или О речевой геопозиции
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416775Место жительства: везде
Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419466Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420343Дневник отчаявшегося: взгляд из России времен войны
Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425372Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425580Письмо человеку Икс
Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202426922Подземелье
Между страхом и ужасом
Признать симптом
Год, когда рассосалась дружба