5 июня 2014Искусство
139

«Тут личное дело каждого, где участвовать. Правил нет»

О чем думают одесские художники, узнала Марина Винник. И сама высказалась

текст: Марина Винник

Если приехать сегодня в Киев, Харьков или Одессу и пройтись по галереям — неизбежно попадаешь на несколько больших подборок про актуальную политику. Обязательно увидишь работы про «Беркут» и милицейское насилие, про Западную и Восточную Украину, про власть и Майдан. И это будут не два-три художника, а довольно большой пласт разных людей и разных работ.

Если приехать сегодня в Москву или Петербург и пройтись по галереям — увидишь ретроспективу немецкого искусства, неплохую подборку видеоарта, выставки под названием «Кровь и розы» или показ «известного петербургского живописца», который осваивает стеклопластик, возвышая искусство над бренностью жизни. По моим ощущениям, самый осязаемый контекст в сегодняшней России — это «искусство об искусстве»; ладно, и на том спасибо. Правда, термин «современное» в том значении, в котором его ввела в оборот Розалинда Краусс, к этому искусству не особо получается пришить. Но ведь главное — в галереях все расписано на год вперед и у нас будет «Манифеста».

И я изо всех сил удерживаюсь от дешевых обобщений, оценочных суждений или выяснений, где «правильные», а где «неправильные» художники. Меня просто удивило, насколько сильно сегодня расходятся контексты в России и в Украине.

По этому поводу я решила поговорить с художниками из Одессы и выяснить, что они думают про взаимодействие искусства с политикой и как непосредственно их коснулось все то, что мы видим в новостях.

Вацлав Юташ-Зюзин

Вацлав Юташ-Зюзин родом из Бердянска. Живет и работает в Одессе. Вацлав работает с живописью и видео, делая довольно далекие от актуальной политики проекты. Видит ли он противоречие между активной гражданской позицией и идентичностью художника?


«Лично меня в моей художественной практике идея политически актуального искусства не привлекала никогда. Для меня искусство — это одна из форм свободы. Своими работами я говорю со зрителем о тех вещах, которые под воздействием моего художественного наблюдения могут оказаться общественно значимыми. Я пропагандирую идею декаданса, где социум выступает только в роли зрителя. Художник имеет монопольное право проводить интеллектуальные эксперименты над людьми, но это не значит, что он не имеет активной политической позиции.

Художник и в своей гражданской деятельности должен быть абсолютно свободен. Диалог со зрителем украинский художник проводит выставками на баррикадах, в галереях или участием в инициативе реструктуризации вертикали исполнительной власти. Например, Ассамблея деятелей культуры Украины — орган прямой демократии, инициированный украинскими художниками для проведения реформ в Министерстве культуры Украины».

Инна Хасилева

Инна Хасилева — современная одесская художница. Училась в Харькове. Сейчас живет в Одессе. Работает с живописью и графикой. Если выстроить ее работы в хронологическом порядке, видно, что происходит постепенное преобразование высказываний от личных к политически актуальным.


«Аполитичное искусство всегда было, есть и будет. Это опять же гражданская позиция высказывающегося художника-человека-гражданина. Можно ли сегодня избежать политических высказываний? Возможно... Но нужно ли? Для меня такая позиция зарывания головы в песок недопустима, поэтому я пишу работы на политическую тематику, хотя я и раньше к ней прибегала. Настоящий художник в моем понимании служит проводником идей, оракулом, предсказателем или лакмусовой бумагой, в конце концов. Это его роль в обществе. Польза, которую он может принести обществу, — это и есть предчувствие момента истины, незамутненный взгляд на происходящее. Ну и, конечно, нельзя сейчас забывать о реальной помощи каждого из нас как гражданина своей страны. Поэтому я состою в женской сотне и прохожу медицинскую подготовку к оказанию первой помощи. Но и искусство не могу вычеркнуть из своей жизни. Поэтому стараюсь совмещать приятное с полезным».

Игорь Гусев

Игорь Гусев работает в Одессе как художник и куратор. Постоянный участник киевских выставок. С недавнего времени еще и автор хокку. У Игоря много живописных полотен с «Беркутом», я решила спросить его про личные столкновения с органами власти.


«Насколько я успел убедиться, современное искусство кроме эстетических функций несет в себе еще и терапевтические. Умение вовремя переключить внимание бывает важнее, чем принятие таблетки.

Однажды я возвращался с друзьями-художниками в Одессу с открытия большого киевского проекта “Прощай, оружие”. До поезда оставалось несколько часов, и мы решили скоротать их в баре. Естественно, один из художников отказался за себя платить, мотивируя это тем, что полученный накануне гонорар хочет привезти в семью. После долгих разбирательств заплатить пришлось мне. На вокзал мы приехали к самому отходу, и я помчался в кассу, так как денег заплатить проводнику уже не хватало. Друзья позвонили мне из уже отъезжающего поезда. Короче, я остался. Благо мои тогдашние галеристы не оставили меня без внимания и пригласили на чашку чая. По дороге к ним меня и остановил “Беркут”. Я тут же предъявил удостоверение Союза художников и стал приглашать парней в камуфляже на выставку. Но это не произвело на них ровно никакого впечатления, и меня начали прессовать. Тогда я достал свой новенький телефон на большой серебряной цепочке (дабы не потерять в очередной раз) и попытался позвонить своему знакомому юристу. Конечно же, это было большой ошибкой. Телефон вместе с цепочкой был тут же вырван, и последовало несколько точных ударов в лицо. Кошелек забрали чуть позже».

Ута Кильтер

Ута Кильтер живет в Одессе. Перформансист, танцовщица, актриса и арт-критик. Казалось бы, она может быть полностью погружена в искусствоведение. Но вот в Украине реально нельзя отгородиться от многих вещей, которые в России ты разве что по телевизору будешь смотреть с возможностью в любой момент отключить трансляцию. Я решила спросить у Уты не про искусство, а про 2 мая в Одессе.


«2 мая вышла я проведать знакомого, булочку на поздний свой завтрак купить… Подхожу к “Соборке” (конец Дерибасовской), уже короткий квартал до супермаркета “Афины” остался, а оттуда доносятся звуки петард. Знаете, тут у нас, как во всякой бедной стране, что ни день, то праздник: то религиозный, то коммунистический. 2 мая все же. Но запах… неприятный такой, незнакомый, но заставил быстро догадаться, “що тут якийсь негаразд”. Люди стоят, внимательно так всматриваются, некоторые с жовто-блакитными флагами. Журналисты с камерами. Потом эти люди побежали вглубь площади… О! Вот это да! Неужто?! “Да-да!” и “Неужто!” — это самое здесь, не в кино, не по телику или в интернете. Решила подойти ближе, очки надела. Выстроился кордон спецназа, а в конце того недлинного квартала другой кордон, откуда продолжают бросать светошумовые гранаты с дымом и чадом. В стороне милиционеры (я буду называть их “ментами”, пока их всех не отправят “в поле”), стоят себе, жирные такие. Жирные и все “без глаз”, то есть даже не безликие, у них в глазных отверстиях пустота. С этой стороны взмыленные подростки бегают, кричат, булыжники продолжают швырять. На углу уже вижу, как несут окровавленных людей, как разбивают брусчатку, бьют на мелкие кусочки, подходит человек и протягивает кувалду, которой разбивать намного проще. Подходит мужчина с “колорадской ленточкой” и затевает речь про “русскую землю”, ему ответствуют, что Одесса — это Одесса. Я вступаю с напоминанием, что город строили де Рибас — испанец, (используя французский прононс) de Richelieu, грек Маразли и вообще только у Одессы во всей Российской империи был статус frei Stadt — свободного города, Ганзейского права, порто-франко. Другие продолжают: “Что это «они» приехали в наш город громить его; вы что, не видите, что их цель — наш город разбомбить?!” Тут один из “наймитів” отделяется, слегка присаживается и стреляет в сторону ультрас/майдановцев из “калашникова”. О! Другой с угрозами наступает на зевак, затем гонится за ними. Я стою: справа — майдановцы, позади отбежавшие мирные граждане, а я на углу между ними. Бежать не хочу, не буду, буду смотреть. Второе наступление “наших”, и тут я увидела это! До того я читала по истории Древнего Рима, видела в кино — они сложились в “черепаху”, да так складно! Отрепетированным движением! По счету раз-два-три: подтянулись в два ряда (раз), впереди присели, загородившись щитами (два), на “три” укрылись щитами сверху».

Лилия Климова

Лилия Климова — одесский художник. Делает коллажи и скульптуру. Много лет работала журналистом. А четыре года назад начала делать авторские и кураторские проекты. Автор скульптуры «Писающий президент».


«В реальности я не самый активный участник Майдана — и не так много дней и ночей провела на киевском и одесском Майданах (я еще и мама маленького мальчика). Для меня мой личный Майдан начался летом 2013 года, когда я начала делать “Памятник писающему президенту”. Мне было важно высказать презрение нашему тогдашнему президенту, показать, что он всего лишь жалкий и трусливый человечишко. Меня распирало от негодования и возмущения.

Майдан — это то, что мы запомним навсегда. Это как полет в космос или рождение ребенка: если это с тобой однажды происходит, то ты уже никогда не будешь прежним — в твоей психической структуре происходят необратимые изменения. С одной стороны: произошла трагедия, погибли люди. Умерли жестоко, несправедливо. Как сказал один мой знакомый, мы таким жестоким путем узнали, кто мы, наконец-то вспомнили, что мы народ Украины. Мы разных национальностей, но живем в этой благословенной стране и хотим процветать вместе с ней.

Я бы не стала выделять художников из когорты творческих людей. Но в силу того, что визуальная культура приобрела доминирующее положение, дизайнеры и художники выдвинулись в первые ряды. “Поэт в России — больше, чем поэт”, а теперь стоит сказать, что художник в Украине — больше, чем художник. С первых дней на Майдане появлялись плакаты, граффити, фотографии, а потом целые выставки на политические темы. Что касается вопроса, лучше ли художнику участвовать в медицинской сотне или самообороне, то тут личное дело каждого, где участвовать. Правил нет».

Конечно, хотелось бы, чтобы в России тоже появилось большое количество людей, которые могли бы подробно и по-разному высказываться на политически актуальные темы. А то пришельцу, который приземлится на своей волшебной блестящей летающей тарелке в надежде вникнуть в то, что происходило в России в 2010-х годах, будет понятно только, что художники очень много на что старались не смотреть и изо всех сил держали глаза закрытыми.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249422
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416069
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420377
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425616
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426958