15 августа 2014Искусство
211

«Поступок Музея архитектуры — за пределами добра и зла и вне поля культуры»

Открытие Дома Мельникова для зрителей и закрытие для наследницы архитектора

текст: Федор Мовинский
Detailed_picture© Юрий Мартьянов/Коммерсантъ

«13 августа сделан важный шаг к открытию Дома Мельникова для посетителей. Сотрудниками Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых начата работа по воссозданию мемориальной обстановки Дома Мельникова. Внучка великого архитектора Елена Мельникова станет куратором мемориальной экспозиции. Архитектор по образованию, она совместно со своим отцом В.К. Мельниковым в 2001—2004 гг. готовила Дом Мельникова к передаче его государству и организации в нем музея. Воссоздание экспозиции начнется с научной описи и фотофиксации мемориальных предметов, находившихся в Доме с момента его постройки в 1929 году: мебель, живопись, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, уникальные фотографии и архивные материалы. Все эти вещи неразрывно связаны с Домом и являются частью жизни и творчества Константина и Виктора Мельниковых. По завещанию В.К. Мельникова, сына великого архитектора, они должны стать частью Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых, созданного Минкультуры России в феврале этого года как филиал Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева», сообщалось в пресс-релизе, разосланном Музеем архитектуры им. Щусева.

Однако эта новость была омрачена другим событием. С 2006 года в Доме Мельникова жила Екатерина Каринская, вторая дочь Виктора Мельникова, и, как выяснилось позже, сотрудники музея проникли в дом в ее отсутствие, вскрыв замки. Половина дома принадлежала государству, по завещанию Сергея Гордеева, купившему ее у Людмилы Мельниковой. За право собственности на вторую половину дома между дочерями сына Константина Мельникова Виктора, Еленой Мельниковой и Екатериной Каринской, шел многолетний спор. Согласно завещанию Виктора Мельникова, в доме нужно «сохранить мемориальную обстановку» и водить туда экскурсии, а рядом с ним создать музей Виктора и Константина Мельниковых. «Всегда всем было понятно — и в этом суть его завещания, — что никто, кроме государства, это здание спасти и содержать не может. Исходя из этого, все остальное — это просто эмоции и амбиции», заявил Александр Кибовский, глава Департамента культурного наследия Москвы. COLTA.RU опросила участников ситуации и экспертов.

Екатерина Каринская

Зимой или весной, не помню точно, состоялся суд, по решению которого мне принадлежит 1/8 дома, я имею на нее право как наследница. Сегодня пришло решение от апелляционной инстанции, оно не изменилось. Половина дома принадлежит государству, а другая половина принадлежала папе (Виктору Мельникову), мы как его дочери имеем право на 1/4 от этой половины, то есть на 1/8. Поскольку дом был признан неделимым, я могу получить за эту 1/8 только компенсацию. Кроме того, мне сегодня (14 августа. — Ред.) от Федеральной миграционной службы пришло письмо о том, что я прописана в этом доме. Моя квартира по адресу ул. Генерала Тюленева уже даже физически не существует. Я прописана в этом доме и буду в нем жить, пока, согласно завещанию отца, не будет создан музей! Пока что решения о создании музея, частью которого должен стать Дом Мельникова, нет. Музей архитектуры — бандиты, а полиция потворствует этому. Опись мемориальной обстановки мы проводили сами в 2008 или в 2009 году, не помню точно, она была передана нотариусу.

Павел Кузнецов

первый заместитель директора Музея архитектуры

В Доме Мельникова установлен пост охраны, чтобы охранять государственную собственность, потому что половина дома принадлежит государству. Екатерина Каринская заселилась в дом незаконно после смерти отца, путем рейдерского захвата, поменяв замки на дверях. Она была выселена из дома по решению суда в 1996 году по адресу ул. Генерала Тюленева, 29, корпус 4. После неоднократных обращений с просьбой вынести вещи из дома и подготовить дом к описи мемориальной обстановки, такой же ценной, как и сам дом. Мы обязаны составить опись согласно охранному законодательству и по всем музейным правилам. МУАР выполняет волю Виктора Мельникова.

Александра Селиванова

историк архитектуры, бывший директор Центра авангарда

Екатерина Каринская жила в доме на законных основаниях. Она прописана в нем. Кроме того, сейчас проходят регистрацию документы, касающиеся последнего решения суда о праве собственности. Каринская сейчас еще и собственник части дома. Поступок Музея архитектуры — за пределами добра и зла и вне поля культуры. Еще мне кажется важным все-таки сказать, что музей может делаться годами, и выстраивание отношений с наследниками — это ключевая задача, которая часто занимает не одно десятилетие, это нормально.

Марина Хрусталева

координатор движения «Архнадзор», председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS)

Ситуация с Домом Мельникова крайне непроста и с юридической, и с моральной точки зрения. Тем большей деликатности требуют попытки прийти к решению, устраивающему все стороны этого конфликта. Екатерина Каринская на протяжении многих лет была хранительницей этого дома, выполняя волю отца. Все эти годы она пускала в дом, как в музей, и студентов, и профессионалов. Именно она засыпала инстанции письмами об ухудшении состояния дома, спровоцированном стройками по соседству, и давала бесчисленные интервью. Мне кажется, ее роль заслуживает безусловного уважения, и официальный музей в Доме Мельникова вряд ли может быть создан без ее участия.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249392
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416037
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420350
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425586
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426930