Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244933В «Гараже» проходит выставка «Грамматика свободы / Пять уроков. Работы из коллекции Arteast 2000+». Все произведения — а это главным образом искусство Восточной Европы советского и постсоветского периодов — привезены из люблянского музея современного искусства Moderna galerija.
Использование слова «свобода», особенно в широком контексте, всегда настораживает. В художественных спорах последних десятилетий была заметна инфляция этого понятия — им слишком часто затыкали дыры в теоретических построениях. Общественное брожение последних четырех лет и последовавшая за ним реакция, с одной стороны, сделали разговор о свободе неизбежным, но, с другой стороны, вначале это слово потеряло какое бы то ни было позитивное содержание в ходе обострившихся споров разнородных политических групп о его значении, а далее его вернули к жизни в сильно упрощенном виде: считается, что сегодня в РФ свобода — это, в общих чертах, когда у власти нет сами-знаете-кого. Делать в такой ситуации выставку, где свобода, по замыслу организаторов, — ключевое понятие (да и просто оно вынесено в название), довольно проблематично.
Надо отдать должное кураторам — директору Moderna galerija Зденке Бадовинац, сотруднице того же музея Бояне Пишкур и Снежане Крастевой из «Гаража»: разделенная на пять частей-«уроков» экспозиция детализирует выбранную тему. Вряд ли систему из полудесятка элементов можно назвать грамматикой, но как схема, благодаря которой можно ориентироваться в выстроенном кураторами пространстве, она вполне работает. Уроки — о теле как инструменте освобождения; о сотрудничестве художников, несмотря на политические и региональные различия; о способах изменить или обмануть наличествующую систему искусства; о ценности самоорганизации и альтернативных художественных практик; о трудностях как вызове, который мобилизует художников, — кажутся простыми и ясными, что для рассчитанной на широкую аудиторию выставки с достаточно запутанным содержанием — явное благо.
Кураторская концепция затрагивает, понятное дело, общий для Восточной Европы опыт «реального социализма» и новый, постсоветский мир дикого капитализма. Об этом написано в коротких пояснениях к каждому из уроков. При этом во время открытия Бадовинац довольно аккуратно, в общих словах сказала, что они также хотели бы поговорить об актуальности привезенной из Любляны коллекции, отчасти подразумевая схожесть нынешней ситуации в России с тем, что происходило в Восточной Европе до развала соцлагеря. Впрочем, кураторы избежали крайности, в которую последнее время впадают многие активистские проекты, и не свели все к односложным ходам и призывам. Актуальность (если таковая и имеется) зрителю предоставляется обнаружить самому — разжевывание очевидного и недвусмысленные намеки отсутствуют, равно как и дидактика и моральный пафос. (Хотя, конечно, нужно отдавать себе отчет, что эту картину прошлого и настоящего конструируют кураторы, отобрав — вначале в самой Moderna galerija в коллекцию Arteast 2000+, а затем для выставки в «Гараже» — определенные работы, а что-то туда не включив. Ни один такой рисунок исторических событий или социальной действительности не может претендовать на истинность — об этом слишком часто забывают.)
Общее настроение выставки скорее можно обозначить как веселье, но не такое, буйное и близкое к экстазу, какое часто встречалось в постсоветской культурной продукции, — а сдержанное, исходящее от людей, более-менее трезво осознающих свою слабость и силу как художников, которые оказались во враждебном окружении или как минимум в культурной изоляции, — и речь идет не только о социалистическом времени. Поэтому-то первой и важной составляющей большинства работ становится выход вовне в самых разных видах. Вот, например, хорватские художники: один, раздевшийся догола, ходит по людным улицам, приветственно поднимает руки, внезапно начинает отжиматься и т.д. (Томислав Готовац, «Загреб, я люблю тебя!», 1981 г.), а вот другой становится с урной для голосования на улице, спрашивая у прохожих, художник он или нет (Горан Трбуляк, «Референдум», 1972 г.).
Для иных художников таким выходом стало видео, которое позволяло перенестись из мира ограничений в измененную реальность, где все не так безнадежно (к слову, в России для этих целей чаще использовали область, скажем так, литературную; пример с выставки — переписанные в начале 1990-х Юрием Альбертом письма Ван Гога к его брату Тео). Один из важнейших художников Восточной Европы второй половины ХХ века Йон Григореску, румынский Брюс Науман, представлен на выставке в «Гараже» несколькими видеоперформансами 1970-х годов, в одном из которых, к примеру, он сам с собой боксирует, а в другом беседует с человеком в маске Николае Чаушеску. Сербская художница Милица Томич пытается вырваться из хитросплетений этнических и конфессиональных идентичностей, ставших причинами серии кровопролитных конфликтов в бывшей Югославии. В видео «Я — Милица Томич» она выступает «с позиции раны», как сказано в ее заявлении, приведенном на выставке, а не от лица какой-либо социальной группы. Коллектив «Что делать» совместно со студентами Школы вовлеченного искусства в видео «Исключенные», которое несколько месяцев назад было показано на COLTA.RU и в котором рассказывается о царящей в сегодняшнем российском обществе атмосфере дискриминации и стигматизации, ставят этот способ побега хотя бы через видео под вопрос — бежать некуда.
Милица Томич. Я — Милица Томич. 1998
Параллельная линия этой выставки — вопрос о самой коллекции. Зденка Бадовинац уже рассказывала COLTA.RU, как так вышло, что в Любляне появился этот музей, а в нем оказалось так много интересных и важных работ за последние полвека; важнее то, почему ничего равнозначного не случилось в Москве. Как заметила художественный критик Анна Толстова, «пока в Москве бесконечно обсуждали вопрос, каким быть нашему музею современного искусства, пытаясь угнаться за Нью-Йорком, Лондоном и Берлином, в Любляне этот музей сделали». Фактически эта выставка является укором — не немым, а кричащим — всем, кто это бесконечное обсуждение поддерживал (в том числе руководство «Гаража») без каких-либо результатов, а когда процесс сдвинулся с места совсем на чуть-чуть, стало ясно, что это роковое опоздание: начался экономический кризис и перепрофилирование всего государственного с современного на чуть ли не доисторическое (например, история с бывшими Домами новой культуры). Вряд ли Зденка Бадовинац хотела обратиться к этой актуальной проблеме, но так уже вышло.
Вот и выходит, что «Грамматика свободы» — как позднесоветское кино, о важности которого для понимания современного искусства мне уже приходилось писать: тут и смех, и слезы.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244933Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246486Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413075Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419559Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420226Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422875Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423634Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428807Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428937Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429591