17 февраля 2015Искусство
158

«Чтоб показать, что мы, культурные работники, не враги — кому?»

Что стало с «культурным сотрудничеством поверх границ» после начала войны на Украине и аннексии Крыма

 
Detailed_picture© Francis Alys / David Zwirner Gallery

COLTA.RU решила узнать у тех, кто профессионально занимается налаживанием культурных связей и «культурного диалога» между организациями и гражданами России и европейских государств, усилилось или ослабло такого рода сотрудничество за последние месяцы и наблюдаются ли какие-то изменения в этой сфере. Кроме того, мы решили задать те же вопросы российским кураторам, включенным в международный художественный процесс, и украинским художникам, в прошлом активно участвовавшим в подобном культурном сотрудничестве.

Рюдигер Больц

директор Гете-института в Москве

Высокоразвитые культурные отношения создают, как и прежде, стабильный фундамент для плодотворного взаимодействия. Мы активно работаем над защитой и укреплением данного фундамента. Мероприятия в рамках актуального Года немецкого языка и литературы до сих пор проходили очень успешно. По-прежнему высок интерес к изучению языка, образовательным и культурным программам, а также интерес деятелей искусства и науки к посещениям России и Германии. Такие встречи нацелены на сохранение отношений, основанных на доверии и сотрудничестве. Язык, культура и литература являются базой любой коммуникации, и именно они в первую очередь делают возможным диалог между людьми, а также предлагают основу для того, чтобы научиться находить общий язык. В этом отношении необходимость культурного диалога сегодня ощущается острее, чем когда-либо ранее.

С большой тревогой и смущением мы замечаем, что крупные и надежные партнерские организации — такие, как «Мемориал», Музей кино, Сахаровский центр и другие, признанные во всем мире, — испытывали и испытывают давление. Ограничения в области гражданских прав, кинематографа, языка (например, употребления в кино бранной лексики) и т.д., как правило, уменьшают пространство для свободного проявления личности, которое необходимо для развития любой культурной сферы жизни.

При всей оправданности причин для критического рассмотрения вопроса нельзя забывать и о в высшей степени позитивном опыте работы с нашими партнерами, в том числе и с министерствами! Москва и Берлин не так уж далеки друг от друга, и не только в километрах.

Лев Кац

переводчик и преподаватель

Мне кажется, что культурные связи [между Россией и Италией] по-прежнему очень прочны: в декабре открылась важная выставка в Пушкинском, на фестивале 2morrow был трижды показан и удостоился приза за лучшую киноленту фильм Аличе Рорвахер «Чудеса», чуть раньше одним из первых мероприятий Электротеатра «Станиславский» стала открытая репетиция спектакля Ромео Кастеллуччи с участием русских актеров, а на фестиваль итальянского документального, авторского и короткометражного кино приезжала Сильвия Скола, дочь и сценарист мэтра итальянского кинематографа Этторе Сколы. Мне также известно о нескольких не столь крупных, но оттого еще более показательных проектах в различных областях современного искусства, которые построены на диалоге между нашими странами. Я затрудняюсь оценить динамику этих процессов, поскольку связи в области искусства сложно исчислять количественно, однако мне представляется, что, по счастью, несмотря на объективные трудности, наше общение здесь продолжается и развивается с неизменным взаимным интересом.

Татьяна Бодянская

менеджер информационной службы Хельсинкского фестиваля искусств, журналист и переводчик

Культурные связи между Россией и Финляндией, естественно, исторически сложившиеся и давно наработанные, едва ли могут ослабнуть. Скорее — видоизменяться. Интерес к России именно в плане культурного сотрудничества (даже в ситуации навязывания некоторыми финскими СМИ опасливого любопытства к буйному соседу) остается стабильно высоким, обрастает новыми возможностями и проектами. Финляндия ощущает эти самые связи внутри себя: ведь стремительно растущее русскоязычное сообщество всегда приносит часть своей культуры вместе с языком и в конечном счете влияет на взаимодействие между странами. Никто не обещал, что будет легко: противоречий и проблем хватало всегда. Но с финской стороны и представители власти, и культурные организации — например, крупные музеи, Хельсинкский фестиваль, Университет искусств — очень ценят те связи, которые есть, и стремятся наладить новые. Говорю как инсайдер, который в настоящий момент и работает над подобными проектами. Со стороны России я лично наблюдаю — например, в театральном мире — растущую заинтересованность в финской драматургии, режиссуре, музыке, взаимодействии со зрителем, финском социокультурном опыте в целом.

На мой взгляд, на сегодняшний день самое революционное — это призыв к миру.

Екатерина Шарова

куратор (Осло, Киркенес)

Если говорить о сотрудничестве в Баренц-регионе — на региональном уровне, — то оно продолжается. На севере факторы наличия общей границы, приграничной торговли, как и история поморской торговли, а также освобождения севера Норвегии советскими войсками в 1944 году, создают некую благоприятную почву для взаимодействия. Фестиваль Barents Spektakel в Киркенесе, над которым я работаю сейчас, — это площадка для встречи. Встреча является условием для развития. В этом смысле меня привлекают идеи Бахтина о диалогическом, как и норвежская культура консенсуса, которую в сегодняшней ситуации я нахожу эффективной. На мой взгляд, на сегодняшний день самое революционное — это призыв к миру. Условием его является достаточная коммуникация.

Что изменилось? В Норвегии у власти сегодня правое правительство, которое заинтересовано в приватизации предприятий, где министр культуры убеждена в необходимости научения художников продавать свое искусство. Многие художники воспринимают эти инициативы критически. Это же правительство, впрочем, хотело урезать стипендии художникам, ввести плату за обучение для студентов из-за пределов ЕС — чего они все же не добились, в отличие от аналогичных правых инициатив в Дании и Швеции. Если говорить об институциях, то, скажем, High North A-i-R Network, инициатива по арт-обмену на севере Норвегии и России, получила поддержку на продолжение работы в 2015 году, как и ряд других проектов — к примеру, Ивана Галузина и художественных музеев в Тромсе и Мурманске. Сложились достаточно приятельские отношения между молодыми художниками и кураторами на севере Норвегии и России. Экономические санкции приводят к изменениям в степени интенсивности пограничной торговли и работе рыбной и нефтяной индустрий. Но пока похоже на то, что культурное сотрудничество между севером Норвегии и севером России продолжается. Посмотрим, что будет дальше.

Екатерина Дёготь

куратор, художественный критик, искусствовед, директор Академии мирового искусства в Кельне

Понятие «культурный обмен» предполагает равенство сторон, то есть, по моему мнению, в нем все-таки могут участвовать только институции (если художника пригласят участвовать в выставке, то он не имеет возможности пригласить в ответ). Такого обмена у нас вообще никогда не было (говорю про сферу современного искусства), так как нет этого равенства — ни интеллектуального, ни политического (позиционирование себя по отношению к власти), никакого. Если, условно говоря, Центр Помпиду делает выставку с, условно говоря, Третьяковской галереей, то только потому, что там есть нужное сырье (русский авангард) или другие экзотические козыри. Я не хочу сказать, что это только Россия виновата, тут есть и колониальный аспект, но факт остается фактом: музей в России и музей в Европе — это вообще разные учреждения.

На официальном уровне Запад давно знает, что все российские государственные музеи — это более или менее Путин.

Россия, чувствуя, что все такие «партнерства» она слабо контролирует, устраивает в ответ свои «русские зимы», то есть экспортные фестивали, полностью задуманные и оплаченные из России, причем такие инициативы бывают и частными. Были попытки отдельных российских кураторов и частных фондов эту ситуацию изменить. Сейчас единственный случай, где есть что-то вроде партнерства, — это «Гараж», который вступил в альянс нескольких крупных европейских музеев. Но у «Гаража» иностранный куратор.

Таким образом, на официальном уровне Запад давно знает, что все российские государственные музеи — это более или менее Путин, и тут уже вопрос, насколько такое партнерство нужно, чтобы это терпеть. Возможно, практика официозных «годов» немного приутихнет. А возможно, и нет. При том что я живу сейчас в Европе, у меня совершенно нет ощущения, что европейские культурные институции собираются бойкотировать Россию. Напротив, все такие призывы со стороны художников воспринимаются скорее прохладно. Иногда с уважением, но, что называется, вчуже. В России не знают, что довольно большая часть либеральной публики Запада (далеко не только ультралевая) полагает, что «Россия во многом права» — в ее критике Запада и США, например, также отчасти и в критике украинского государства. Лично наш президент никому не нравится, действия на Востоке Украине не поддерживаются, но тут же произносится множество различных «но». Тем более возникает желание «сделать что-то вместе с Россией», ведь это «великая культура, и она не сводится к Путину». К тому же культурная политика России сейчас такова, что, действительно, сделать серьезный проект про Чайковского, или Эйзенштейна, или, я не знаю, Лисицкого — это уже будет жест протеста против власти.

Что всегда складывалось гораздо лучше, чем «культурный обмен», — это приглашения отдельных российских художников, а иногда и независимых кураторов участвовать в чем-то типа выставок, конференций и т.п. В последние 25 лет эти люди не были формально диссидентами, но приглашали их как таковых, по той же модели — потому что с государством разговаривать нельзя (подчеркиваю: не потому, что люди во власти некультурные, а потому, что у них совершенно другие приоритеты). Таких индивидуальных приглашений, по моему ощущению, стало не меньше, а больше. Да, сейчас, возможно, много приглашают людей из Украины, но и из России тоже, стараясь, иногда эксплицитно, поддержать «левую оппозицию» в обеих этих странах, поскольку перед Украиной стоит прямая опасность неолиберальной антидемократической путинизации, и с Запада это хорошо видно. Что же касается культурных отношений между Украиной и Россией, то они сейчас только между двумя этими оппозициями и происходят.

Лада Наконечна

художница (Киев)

Еще летом моим ответом на происходящее было желание при невозможности сотрудничества с государственными учреждениями ни в коем случае не прерывать отношения с художниками напрямую. Для этого — поиск альтернативных площадок и финансирования. Как результат — состоявшаяся первая встреча «Передвижной платформы коммуникации» между украинскими и российскими творческими работниками, которая была инициирована коллективом «Что делать?». Эта встреча произошла во время бойкота «Манифесты». Но она была для меня важна еще и потому, что в ней принимали участие студенты — питерской Школы вовлеченного искусства и киевского Курса современного искусства (одним из кураторов которого я являюсь), а значит, это заявка на долгосрочную лабораторную работу без желания сиюминутного выхода на публику с заявлениями.

Существование системы современного искусства в России, как и в Украине, — самообман.

Потом — история отношений с негосударственным музеем «Гараж»: отказ от выставки и согласие на встречу в Москве и дискуссию. Отказ был продиктован невозможностью продолжения работы по прежним нормам в кардинально изменившихся условиях. А дискуссия мной не ставилась под вопрос. Наши страны в состоянии войны, но ведь не мы же, культурные работники, — поэтому разговор возможен. Сейчас, после опыта двух описанных выше событий, я пришла к новому ответу: не вижу необходимости именно такого рода сотрудничества. Да, скорее всего во время дискуссии в «Гараже» было публично проговорено много интересного/важного, но ведь и выставка могла рассказать о многом, зачем от нее отказываться? Ведь всем известно, что современное искусство — маркер европейских демократических ценностей, показатель уровня «цивилизованности» страны, оно способствует развитию критического мышления, уважению прав человека и т.п. Это территория свободы самовыражения, обмена культурными ценностями. Не смешно ли сейчас вообще вспоминать об этом в России? Существование системы современного искусства в России, как и в Украине, — самообман. А музей продолжает работать в нормальном порядке. Пиар-отдел готовит анонс — углы смягчены, чтоб чего не было (но скорее всего машинально), у нас теперь просто «конфликт между Россией и Украиной» и «кризис между двумя нациями». Написано не со зла и без задней мысли, просто. Работа идет.

Какого рода может быть «интернациональный культурный обмен», если культурой одной из стран является агрессия по отношению к другой? Такие слова, как дружба, взаимопонимание, свобода слова, диалог и договор (особенно между странами), не имеют никаких оснований. Намерениями организовать выставку или встречу дружественные учреждения современного искусства в России хотят их реабилитировать? Или при помощи искусства обозначить, а может, даже решить проблемы взаимоотношений между украинскими и российскими творческими работниками?

Самоопределение всех ныне организующихся выставок, дискуссий, публикаций, где участвуют российские и украинские художники, как «российско-украинских» выглядит нелепо. Так диалог не может состояться в принципе. Может, пора перейти в другую плоскость отношений? Я не исключаю возможности встречи, но на территории не «межнациональных и межгосударственных отношений», а простых человеческих — не между российскими и украинскими художниками, а просто между художниками.

Меня довольно редко приглашали к участию в выставках в России. С каких таких новых причин сейчас приглашают чаще? Стала очень подозрительна. Чтоб показать, что мы, культурные работники, не враги — кому? Раньше этого не нужно было делать — ведь не враги же. Нет сотрудничества — не страшно, просто нет пока взаимного интереса. Да и язык искусства меняется, его сначала нужно обнаружить, далее осмыслить. Рано выходить с заявлениями.

Никита Кадан

художник (Киев)

Хочется с самого начала придраться к формулировке вопроса: «сильно ли изменились взаимоотношения?» — понятно, что сильнее некуда и что бесповоротно. И всякая попытка сотрудничать так, будто все осталось на своих местах, есть усугубление катастрофы. В эту катастрофу ведь вписана ложь на самом глубоком, базовом уровне. Не-объявленность, не-названность дает возможность воспроизводить «художественный процесс» в его нормативных формах. Пока российскую интервенцию не называешь по имени (или называешь какой-нибудь «гражданской войной на Украине»), то вроде бы она и не омрачает «культурное сотрудничество», по крайней мере, не налагает на его участников ответственность за происходящее. Назовешь — всё, обратной дороги нет, ответственность начинает жрать тебя заживо и рушить все планы.

Какие аргументы влияют на решение, что делать дальше?

С одной стороны:

— Художественная работа не только осуществляется на территории конфронтации, но и смотрит на эту конфронтацию как на целое. То есть ты как бы разместил войну внутри своей работы, а сам оказался вовне и обрел свободу перемещения. Это особенно заметно на международных выставках. Впрочем, свобода эта скорее иллюзорна. Сопровождающий ее стыд куда реальнее.

— Связи с российской культурой, связи с художественной сценой, связи человеческие. Много чести нынешнему режиму, чтобы ради него все это разрывать.

— Российское протестное сообщество, те, кто осознает, что вторжение — это именно вторжение, и выступает против него. Потребность поддерживать разговор с ними.

Это о том, чтобы продолжать, грубо говоря, выставляться в России.

С другой стороны, нельзя делать то, что сглаживает углы, нельзя участвовать в сокрытии смысла происходящего. Нормативная художественная деятельность сглаживает и скрывает. Само отсутствие разрыва, продолжение сотрудничества, оказывает на наблюдающий мир убаюкивающее действие. «Мы продолжаем диалог» — вот основа всей дряни.

Подготовил Сергей Гуськов


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244901
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246456
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413044
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419533
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423612
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428914
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429567