Предыдущий фильм литовского режиссера Мантаса Кведаравичюса был о кадыровской Чечне («Барзах»). Новый снимается в Стамбуле, Одессе и Афинах и, по словам самого режиссера, как и все фильмы на свете, будет о любви и смерти. «Мариуполис» — промежуточная точка в движении режиссера от острополитических тем к общечеловеческим. Главные герои этого фильма — сапожник, рыбачащий на досуге, и его дочь-телеведущая, комментирующая городские сюжеты. Что же происходит в Мариуполе в 2015 году? На фоне украинско-российского конфликта город бомбят, но не совсем понятно, кто это делает — то ли ополчение ДНР и ЛНР, то ли силы АТО. Но, несмотря на трупы, лежащие на улицах, в городе продолжается обычная жизнь. Театральный коллектив в типичном советском ДК готовит мероприятие к празднику 9 Мая. Поет хор, танцуют дети, к сапожнику в мастерскую приходит одесский философ Ута Кильтер и беседует о смысле жизни. Многие кадры «Мариуполиса» амбивалентны — непонятно, реальная это документация или постановка. Режиссер также довольно невнятно артикулирует тезис о военном вторжении России на территорию Украины. Но в фильме есть много фактурного, живописного даже материала. Вот сцена, снятая 9 мая: люди с георгиевскими ленточками собачатся с людьми, украшенными красными маками (украинская символика); девочка проукраинской ориентации плачет, доведенная толпой до отчаяния. Фильм Кведаравичюса именно об этом, об отсутствии взаимопонимания не то что между соседними народами — между жителями одного города. О том, как уставшие от заводской жизни и бомбежек люди продолжают жить своими политическими иллюзиями, надеясь на лучшее будущее. И финальная песня с припевом «Сладкую ягоду рвали вместе, горькую ягоду — я одна» — это символическое напоминание об общем советском прошлом, сейчас жестко разделенном еще более картонными идеологиями нового времени.
Space is the place, space is the place
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249413Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416056Откуда мы говорим, или О речевой геопозиции
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416801Место жительства: везде
Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419488Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420368Дневник отчаявшегося: взгляд из России времен войны
Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425403Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425605Письмо человеку Икс
Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202426949Подземелье
Между страхом и ужасом
Признать симптом
Год, когда рассосалась дружба