Чем дальше простираются цифровые возможности анимации, тем заметнее обратное движение: тем больше режиссеров обращается к рукотворным техникам. Так что кукольная и предметная анимация сегодня переживает настоящий расцвет. И в программе Анси, отражающей главные тренды анимационного искусства, было очень много кукол. Фильм «Есть что вспомнить» («Något att minnas» / «Something to Remember») шведки Ники Линдрот фон Бар (Niki Lindroth von Bahr) выглядит как продолжение ее же печального кукольного мюзикла «Бремя», три года назад получившего «Кристалл» Анси. Ники кладет на мотив традиционной шведской колыбельной новые слова о том, что надежды тщетны, поскольку дьявол всегда караулит. Эту песню детскими, старческими и другими непрофессиональными голосами поют антропоморфные птицы, кроты, улитки и жуки в очень узнаваемых ситуациях: в кабинете врача, опустевшем зоопарке, на большой конференции, на бензоколонке, в магазине мебели и каком-то научном институте. И человек в обличье самого малого зверька или насекомого кажется особенно жалок и уязвим. Ники говорит, что задумала этот фильм после рождения первого ребенка и сейчас она понимает, что в нем проявился ее страх перед тем миром, в который ребенку предстоит прийти.
Одним из самых мощных фильмов студенческой программы был, к сожалению, никак не отмеченный кукольный «Я здесь» («Jestem tutaj» / «I'm Here») польской дипломницы Юлии Орлик (Julia Orlik) — печальная история, построенная вокруг умирающей пожилой женщины. Фильм сделан с жестким ограничением: мы все время видим только парализованную женщину в кровати, а ухаживающий за ней пожилой муж, дочь и все остальные появляются в кадре частями и в расфокусе, мы только слышим их негромкие разговоры. Движения очень мало, только вокруг больной, и в последней сцене, когда она умерла, перед нами лишь пустая кровать, а где-то вдалеке оставшийся вдовцом старик разговаривает с дочерью о том, что не хочет к ней переезжать. Поразительные польские актеры, не позволяющие себе никакой позы и фальши, подтверждают ощущение, что никто не виноват, все любят и помогают друг другу, но легче от этого не становится, болезнь и смерть — все равно трагедия, безысходность и тоска. Что интересно, супервизор этого фильма в киношколе Лодзи — Мариуш Вильчиньский, фильм которого тоже был в конкурсе, только в полнометражном, и тоже строился вокруг смерти матери.