25 сентября 2015Кино
340

«Любовь», самооборона, эктоплазма...

...а также Сокуров в Лувре, феминистки в чаще и все остальное, что вы обязаны посмотреть на «Послании к человеку»

текст: Алексей Артамонов, Андрей Карташов, Василий Корецкий, Денис Рузаев
10 из 16
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Не помнящие зла»Режиссер Йос де Пюттер

    Тройной портрет обезьян-героев — шимпанзе Читы, снимавшейся в фильмах о Тарзане, бонобо Канзи из Университета Джорджии, выучившего искусственный язык еркиш, «особенного», как сейчас принято говорить, шимпанзе Наклса, который родился с церебральным параличом и до сих пор не без помощи людей преодолевает свою врожденную травму.

    Оказавшиеся в мире людей, обезьяны странным, сюрреалистическим образом принимают все его плюсы и минусы. 80-летняя Чита, например, пишет маслом абстрактные картины, а ее опекун продает их (абстрактный экспрессионизм хорошо вписывается в интерьеры особняков постройки середины XX века) по 10 000 долларов. Также Чита умеет есть ложкой, пить из стакана, любит пиво и сигары — и вообще дико похожа на персонажа из фильмов Дэвида Линча. Канзи вспоминает со своей воспитательницей былое, жарит хот-доги на костре, уверенно пользуется фейстаймом и тщетно пытается обучить своего сына пиктографическому языку еркиш — в общем, живет карикатурной жизнью университетского пенсионера. Самые странные герои — это тихий, малоподвижный Наклс и его покойный друг, глядящий на нас из научной хроники Роджер, бывший подопытный космической программы.

    По мере того как герои становятся все серьезнее, а их индивидуальная история — трагичнее, фильм выходит за рамки социального фарса («вот что наше общество делает с детьми природы!» — словно говорит первый сюжет) в немую констатацию многообразия мира и возможностей взаимодействия с ним. Предпочитая пристальное и внимательное наблюдение морализаторству, не делая артикулированных выводов, Йос де Пюттер сталкивает зрителя лицом к лицу с неведомым и непредсказуемым (хозяин Читы, к примеру, признается, что и после двадцати лет жизни с ней не может предугадать ее реакции и поведение), но тем не менее абсолютно реальным, осязаемым и даже находящимся с нами в одном континууме (языковом, привет Лакану). И даже там, где язык уступает безмолвию (в пансионате для обезьян-инвалидов, где живет грустный Наклс), все равно находится место для сочувствия — а значит, и для понимания.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249417
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416063
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420373
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425611
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426954