Два фильма, иллюстрирующих два подхода к документальному кино, — почти игровой, поэтический, и квазинаучный (на самом деле тоже поэтический, но намеренно сенсационный и зрелищный ) нон-фикшн. Первый — фильм Пьетро Марчелло о заброшенной вилле XVIII века, Reggia di Carditello. Марчелло, выпускник Академии изящных искусств, некоторое время поработавший охранником в тюрьме, а потом начавший снимать небольшие видео о бездомных, тесно связан с эстетикой итальянского протоимпрессионизма конца XIX века. Иногда его фильмы сравнивают и с работами режиссеров гарвардской Лаборатории чувственной этнографии (именно к этой школе принадлежит автор «Железной министерии» Снядецки). Но чувственность Марчелло слишком тонка и рафинированна, и его взгляд имеет больше родства с романтизмом, нежели с этнографией. Начавшись в заброшенном дворце, который охраняет от мародеров и каморры добрый волонтер Томмазо, фильм следует куда-то в пещеры Витербо, главными героями попеременно становятся то Томмазо, то говорящий буйволенок по кличке Саркьяпоне, а то и вовсе Пульчинелла. Фоном идут рассветы и закаты, будни черных археологов и скотоводов, нелегальные свалки и стихийные митинги (за и против чего — не очень понятно).
«Железная министерия», напротив, чужда этой неопределенности. Главные герои тут — китайский поезд и населяющий его простой народ. Снядецки несколько лет катался в китайском плацкарте и сидячке, снимая спящих в проходах детей, загадочных людей, разделывающих свинину прямо в тамбурах, опасные разговоры в купе (темы — национальная политика, религия, эмиграция и вообще состояние дел в стране). В финале на смену адским скотовозкам без мест приходят ультрасовременные скоростные поезда со стерильными купе. «Раньше меня, бывало, ссаживали с поезда безбилетники, — сообщает в камеру контролер в форме. — Но теперь правительство провело реформу ЖД». На затянутой в полиэтилен хайтек-полке сладко спит без постельного белья все такой же китаец в майке.