Если блюз — это когда хорошему человеку плохо, то хип-хоп — когда плохому хорошо, каламбурил лет двадцать назад кто-то из авторов музыкального раздела журнала «ОМ». Адиль Жалелов, выступающий под псевдонимом «Скриптонит», объединяет обе половины этого замечания: его хип-хоп — о том, как не очень-то хорошему человеку не очень-то хорошо. «Я перетрахал пол-Москвы, но мне грустно» — таким признанием, понятным образом вызывающим смешанные чувства, завершается второй альбом Скриптонита, новый трип внутрь психики приунывшего плохиша. Лирический герой Жалелова погружается в мир бесконечных дорогих тусовок, но, несмотря на праздник в названии пластинки, радует его немногое: даже о своем лидерстве в игре — священная для всех рэперов тема — он читает с плохо скрываемым скучающим раздражением, будто теряя терпение оттого, что приходится лишний раз разжевывать столь очевидные вещи. В «Точно не нужно новых» Скриптонит, с одной стороны, пригвождает тех, для кого статус и внешний аспект тусни важнее содержания, а с другой, формулирует центральную мысль альбома — «Никаких рукопожатий, никаких лишних объятий, мы с тобой знакомы, но мы не приятели». «Праздник» — проведение и укрепление разделительной черты, выступление в жанре «Не подходи ко мне», начитанное будто в три утра на размашистой, но не особо удачной вечеринке. «Дом с нормальными явлениями», первый альбом Скриптонита, был, с одной стороны, часто жестче в содержательном плане, а с другой, брал чистым психоделическим нахрапом, густо замешенным галлюциногенным звуком, в который слушателя засасывало, как в дурной сон. Как альбом «Дом», пожалуй, был интереснее — но как высказывание «Праздник» лаконичнее, точнее и тверже. Кто не с нами, тот против нас — подход, который кажется Жалелову довольно близким. И «Праздник» задает слушателю максимально прямой вопрос: твоя ли это улица, на которой разворачивается этот праздник, или все-таки не твоя? Возможностей засомневаться или цепляться за компромиссы (в духе «да, тексты мне не особо, но звук хороший») здесь остается все меньше.
Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241453Space is the place, space is the place
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249491Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416186Откуда мы говорим, или О речевой геопозиции
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416880Место жительства: везде
Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419616Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420434Дневник отчаявшегося: взгляд из России времен войны
Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425491Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425685Письмо человеку Икс
Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427032Подземелье
Между страхом и ужасом
Признать симптом