По поздним альбомам «Сплина» уже много лет кажется, что ловить вдохновение группа пытается в основном за счет максимально интуитивной работы с музыкальным материалом. В том смысле, что и мелодия, и сопровождающая ее аранжировка как будто сознательно рождались спонтанно, без большой дальнейшей работы по их полировке — так, по крайней мере, это часто звучало. Идея ловить таким образом максимально сырую и убедительную рок-н-ролльную энергию вполне понятна, но на практике что-то не до конца складывалось — возможно, в силу того, что к такому сознательно примитивистскому подходу Александр Васильев прикручивал тексты, в которых по привычке большого русского поэта продолжал пытаться объять и объяснить весь русский народный космос сразу (с прогрессирующе неудачными результатами). На «Вире и майне», появившихся за пандемические весну и лето, Васильев наконец расслабился — содержательно новый альбом состоит в основном из умеренно смешных песен-побасенок, фиксирующих сиюминутные ситуации или размышления. Поэт пьян, поэт хочет кофе, поэт орет под балконом, поэт вспоминает Париж, поэт оперирует рифмами, которые предугадываешь заранее, — и в этой простоте Васильев снова выходит к нам из кокона важности своей творческой фантазии повидавшим всякое мужиком в мятом свитере. «Я пью свой джин, я все еще жив» — уже, в общем, хорошие новости, и слушать, как «Сплин» просто и от души напоминает нам об этом какими-то не особо обременяющими ни его, ни нас приятными звуками, — вполне себе радость. И вот еще что: удивительно все-таки, насколько голос Васильева отказывается стареть.
Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241402Space is the place, space is the place
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249475Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416155Откуда мы говорим, или О речевой геопозиции
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416863Место жительства: везде
Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419569Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420424Дневник отчаявшегося: взгляд из России времен войны
Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425480Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425670Письмо человеку Икс
Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427021Подземелье
Между страхом и ужасом
Признать симптом