Ликбез: арабская музыка

От макама до тараба: как понять и полюбить арабскую музыку

текст: Наталья Югринова
2 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКовер «Сафиаддин Урмави». Бакинская школа. 1975© Азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусства
    1. Макам

    Говоря очень условно, макам (в переводе с арабского «место пребывания», «стоянка») — это лад, ладовый звукоряд. Но не только: это и целая традиция, система и модель построения разных ладов, и характерные подпевки внутри звукоряда, и определенное эмоциональное состояние, и композиция на основе этого лада. В традиции европейской классики доминируют два лада: мажор и минор. С мажором ассоциируется веселая, одухотворенная музыка, с минором — грустная. В Древней Греции их было больше: лидийский, дорийский, ионийский, фригийский. В арабской (а также турецкой и персидской) музыке существует несколько сотен макамов — некоторые исследования насчитывают до 500. Большинство из них — редкие, экзотические и в жизни почти не используются.

    Одни лады вызывают смелость и силу. Другие умиротворяют душу приятным успокоением и восхищением.

    Наиболее популярными считаются десять-пятнадцать основных макамов. Скажем, в поп-музыке крайне распространен макам баяти, подавляющее большинство песен пишется именно в нем. Часто названия макамов имеют отношение к регионам, в которых они были придуманы: например, нахаванд и исфахан носят имена персидских городов, хиджаз назван в честь региона Саудовской Аравии, где расположены Мекка и Медина.

    Египетский музыкант и актер Фарид аль-Атраш исполняет песню «Nura, Nura», сочиненную в макаме баяти (1953). Песня была большим хитом в арабском мире в послевоенные годы:

    Модель макамов первым систематизировал в XIII веке персидский композитор и поэт Сафиаддин Абдулмумин ибн Юсиф ибн Фахир аль-Урмави — правда, сам термин «макам» был придуман не им, а гораздо позже. Он выделил 12 ладов и сгруппировал их по трем видам в зависимости от того, какое воздействие они оказывают на состояние души человека. Одни лады вызывают смелость и силу (аль-Урмави приписывал их тюркам, абиссинцам, эфиопам и горцам). Другие умиротворяют душу приятным успокоением и восхищением. Третьи вызывают печаль и усталость. Это лишь дюжина из многих сотен макамов, созданных в последующие века, — а уже сколько оттенков, в отличие от «простодушных» мажора и минора! Многообразие макамов — одна из причин, по которым арабская музыка является столь богатой, эмоционально насыщенной и способной передавать тончайшие нюансы настроений.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241241
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249436
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416083
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420389
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425634
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426972