Ликбез: арабская музыка

От макама до тараба: как понять и полюбить арабскую музыку

текст: Наталья Югринова
3 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureУд© Aquila Corde Armoniche srl
    2. Микрохроматика

    Узнаваемый колорит арабской музыке придает использование микротональных интервалов между нотами. Ухо европейца к ним не привыкло: мы слушаем музыку, в которой аккорды строятся на тонах и полутонах — именно они лежат в основе мажорной и минорной гамм. В арабской музыке аккордов нет, звуки извлекаются последовательно, а не одновременно. Зато в ней есть не только тоны и полутоны, но и четвертитоны, трететоны, шестинатоны и другие микроинтервалы. Типичные арабские инструменты — уд, канун (72-струнная цитра в виде большой трапеции) и другие — сконструированы и настроены таким образом, чтобы быть способными сыграть эти микротоны. На фортепиано, отстроенном на европейский манер, сделать это невозможно. Нельзя на нем сыграть и песни, сочиненные в ладах-макамах, где используются микроинтервалы. Например, строение макама раст — самого главного макама в арабской музыке, от которого, как считается, произошли все остальные, — подразумевает использование четвертитона. Гамма, начинающаяся с «до», будет выглядеть в нем так: до — ре — ми-полубемоль — фа — соль — ля — си-полубемоль — до. Поэтому не получится, как ни старайся, сыграть на фортепиано мелодию песни великой ливанской певицы Файруз «Waraqu el-Asfar Shahr Aylul», которая сочинена в макаме раст. На инструменте просто нет нужных клавиш.

    Из-за использования микроинтервалов один и тот же макам может по-разному звучать в разных арабских странах и регионах. Например, в Ираке и на севере Сирии четвертитон в макаме баяти звучит немного выше, чем в Бахрейне. Разница не колоссальная, но на слух ее уловить можно. Если приехать со своим инструментом с юга на север и сыграть местную мелодию, публика может заподозрить, что музыкант фальшивит. Поэтому даже самый искусный исполнитель из одного региона может оказаться дилетантом, выступая в другом.

    Сирийский музыкант Амино Бельямани с ансамблем импровизирует на основе макама раст. Он использует специальное четвертитоновое фортепиано:


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 2024209
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249432
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416079
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420387
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425632
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426970