Ликбез: арабская музыка

От макама до тараба: как понять и полюбить арабскую музыку

текст: Наталья Югринова
8 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureВыступление египетской певицы Умм Кульсум. 1967© BBC
    7. Тараб

    Придя на концерт арабской классической музыки, европейский слушатель, должно быть, сильно удивится. Публика будет бурно и непосредственно реагировать на происходящее, одобрительно хлопать и кричать «Аллах!», всячески выражать музыкантам свое восхищение — даже в середине пьесы. Все дело в том, что вне зависимости от жанра в арабской традиции принято налаживать особого рода коммуникацию между исполнителями музыки и аудиторией. Истинно ценна только та музыка, которая помогает достичь состояния наивысшего эмоционального переживания — тараба (в переводе с арабского «восторг», «экстаз»). Тараб достигается тогда, когда исполнителю удается продемонстрировать глубину музыки с высочайшим мастерством, само произведение выразительно и утонченно, а слушатель способен оценить это все по достоинству. Именно из-за необходимости прийти к тарабу композиции порой развиваются очень неспешно.

    Истинно ценна только та музыка, которая помогает достичь состояния наивысшего эмоционального переживания, — тараб.

    Певцам и музыкантам нужно время, чтобы разогреться и достичь внутренней гармонии (салтана) — только в этом состоянии они могут выдать максимум, на который слушатели отреагируют тарабом. Совместный многочасовой экстаз от музыки — главная цель исполнения и слушания.

    В современной поп-музыке концепция тараб по-прежнему очень важна. Например, сирийский электронщик Hello Psychaleppo годами изучал строение макамов и теорию арабской музыки для того, чтобы использовать известные веками приемы на синтезаторах и в саунд-программах. Себя он называет пионером арабского EDM и основоположником стиля электротараб. Вот как он переосмысляет средствами дабстепа и драм-энд-бейса популярную песню египетского певца и актера Абделя Халима Хафеза «Kol Maoul Touba»:


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241236
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249436
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416083
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420388
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425633
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426971