Ликбез: арабская музыка

От макама до тараба: как понять и полюбить арабскую музыку

текст: Наталья Югринова
6 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureАлександр Рассел. Сирийский ансамбль из Алеппо. 1756© ResearchGate GmbH
    5. Тахт

    Примерно до середины XX века традиционные арабские музыкальные ансамбли — тахт — были практически камерными. Классический ансамбль включает уд, канун, флейту най, скрипку кеманче или ребаб. Все они аккомпанируют вокалисту (шаир), причем играют в унисон ту же самую мелодию, которую он исполняет. Полифонии, то есть отдельных партий для разных инструментов, как в европейском оркестре, в арабской музыке нет: исполнители играют одно и то же — кроме импровизационных моментов. Поскольку у каждого музыканта должен быть шанс проявить себя через импровизацию, существует система правил, регламентирующих развитие композиции, которую играет ансамбль.

    Легендарная египетская певица Умм Кульсум могла исполнить мелодию пятнадцатью разными манерами на протяжении одной и той же композиции.

    Все это очень похоже на звучание бопового джазового ансамбля, когда группа исполняет тему, после чего участники играют соло на инструментах, а затем снова возвращаются к теме. Вокалист — ключевое звено в арабской музыке. Как и музыканты-инструменталисты, он много импровизирует. Говорят, что легендарная египетская певица Умм Кульсум могла исполнить мелодию пятнадцатью разными манерами на протяжении одной и той же композиции. Ей, кстати, обычно аккомпанировал не тахт, а фирка — расширенный фактически до оркестра ансамбль:


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241237
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249436
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416083
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420388
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425633
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426971