«С Украиной ситуация такая же, как с девочками, которые кололи меня булавками»

Варя Даревская — героиня фильма Алены Полуниной «Варя» — отправилась на Украину сшивать разваливающийся мир. Она рассказывает Роману Дорофееву, как это было

текст: Роман Дорофеев
Detailed_picture© Алексей Цистан

Наш проект «Синема верите» продолжается! Завтра, 20 декабря, в 15:00 в кинотеатре «Фитиль» состоится встреча с режиссером Аленой Полуниной, на которой мы в том числе будем смотреть и обсуждать ее новый фильм «Варя», запрещенный к прокату в России. В обсуждении примут участие философ Олег Аронсон, публицист Александр Баунов, публицист Борис Грозовский, социолог Лев Гудков. Чтобы попасть на встречу и показ, присылайте письмо на адрес [email protected] с пометкой «Встреча с Полуниной». Вход строго по спискам. До встречи!

Я ничего не жду от будущего. Я берусь за дело, а сколько пользы оно принесет, будет ясно потом. У меня был друг, который всем советовал жить по одному простому принципу — слушай свое сердце. Я каждый раз чувствую, как надо поступить в конкретный момент. Теперь я понимаю, что всю жизнь руководствовалась этим правилом. Это как подбросить монетку — когда она крутится в воздухе, ты уже знаешь, какой стороной хочешь, чтобы она упала.

Мне всегда была интересна общественная жизнь. Почему? Я не знаю. Помню войну в Чечне, помню конфликт в Южной Осетии, но тогда не было возможности узнать, что там творится на самом деле. Сейчас есть Украина, и когда смотришь на эти события, понимаешь — твой мир просто рушится. Но сейчас хотя бы появился шанс что-то изменить. Благодаря интернету есть возможность спросить у очевидцев, что там происходит на самом деле. Когда начался Майдан, я попробовала во всем этом разобраться, и мой Фейсбук превратился в настоящий информационный ресурс.

Я преподавала математику в вечерней школе для детей из детского дома. Ну как для детей? Они там взрослые были — старше 18. Они везде ищут маму, две мамы, десять мам.

Тогда я сидела без работы и подумала, что было бы хорошо собирать информацию для друзей, которые днями сидят в офисах и у них нет времени во всем этом разбираться, а у меня это занимало практически 24 часа в сутки. Сама я писала, что против аннексии Крыма. На меня кучу собак спускали, было много ругани и грязи. Но одни ругали, а другие тихо добавлялись в друзья.

Один человек как-то добавился ко мне, а я у него спрашиваю: «Может мне не надо писать про все это? Может я людей раздражаю?» А он отвечает: «Нет, надо! Это реально очень надо. Если есть возможность терпеть, то писать надо». Я пытаюсь сделать так, чтобы между россиянами и украинцами шел хотя бы какой-то диалог: с плюсом или минусом — неважно. Пропаганда им в этом сильно мешает. Я пытаюсь сшить этот разваливающийся на куски мир.

Со временем у меня набралось какое-то количество друзей, с которыми мы в личке обсуждали каждый день Майдан, Крым и войны на Донбассе. Мы ночами сидели и думали, что же будет дальше. Потом я решила с ними познакомиться и поехала в Украину. Из первой моей поездки Алена Полунина сделала документальный фильм «Варя». От этого фильма у меня сложные впечатления. От украинских знакомых была резкая волна негатива, а со стороны России — у них скорее шок был. Но там есть соприкосновения России и Украины, и я считаю это очень важным.

Кадр из фильма «Варя»Кадр из фильма «Варя»© Well Sky Productions

Конечно, я одна мир не изменю, но каждый человек может пустить волну. Когда начались активные действия в Донбассе, мы начали собирать деньги на Celox — это такой порошок, который насыпается в рану и может остановить даже артериальное кровотечение. После его применения раненого можно дотащить до госпиталя, он не истечет кровью по дороге. В Украине этого препарата не было, но он был в России. Я начала собирать деньги на Celox, потом его покупала и отправляла в Украину. Через мои руки прошли сотни тысяч рублей, в компании Celox я стала постоянным покупателем. Меня там даже спросили, на какую сторону я покупаю эти медикаменты. Когда я ответила, мне сказали: «Будем считать, что мы этого не слышали».

После поездок в Украину наши московские путинисты начали подкалывать меня в Фейсубке, мол, почему вы не едете на Донбасс. Я вообще не собиралась ехать на войну и просто так написала в ленте: «А может действительно съездить в Донецк и Луганск?» Вдруг мне начали сыпаться сообщения от совершенно незнакомых мне людей: «Приезжайте, нам это очень нужно! Это безопасно!» Я думаю: «А зачем?» Они говорят: «Вы про нас напишете, вы про нас расскажите». Я собралась и поехала. Родственники от меня, конечно, были в шоке.

На Донбассе я увидела просто ужасную гуманитарную ситуацию: бабушкам по полгода не платят пенсии, они голодают. Тогда я вернулась в Москву и сказала: «Значит так. У меня два кошелька. Если ты за Украину, тогда — на Celox. Если ты за Донбасс, тогда — на бабушек». Были собраны большие деньги, и я их распределяла. Потом сборы на Celox отошли к украинским друзьям, и я уже напрямую занялась помощью пенсионерам в Донбассе.

Когда начались активные действия в Донбассе, мы начали собирать деньги на Celox — это порошок, который насыпается в рану и может остановить кровотечение.

На протяжении всего этого времени в мой адрес поступали какие-то резкие высказывания, но я на них не обращаю внимания. У меня от них есть защитный слой, который я наработала, когда преподавала математику в вечерней школе для детей из детского дома. Ну как для детей? Они на самом деле там все взрослые были — старше 18 лет. Если они, например, не могут решить задачу — все, по классу начинают летать тетрадки и ручки, они ругаются матом, дерутся. В такой обстановке я проработала четыре или пять лет, и у меня образовалась какая-то броня против агрессии, а надломило меня совсем другое обстоятельство.

Если в школе есть хороший учитель, то дети его любят. Он водит учеников в походы, заботится о них, появляется привязанность. Но наступает момент, когда учителю нужно отпустить своих воспитанников. В обычной школе они уходят, а их места занимают другие. Но в школе для детей, которых покинули родители, все иначе. Те, кого нужно отпустить, они не уходят. Они везде ищут маму, ищут две мамы, десять мам. Особенно те, от которых с рождения отказываются родители. Они всю жизнь ищут маму. Ищут везде. Могут в каком-то мужике с работы искать маму.

В прямом смысле они ищут маму, причем очень многие даже осознают, но ничего поделать с этим не могут. Они все время возвращаются, они все время просят внимания. Какая-нибудь 30-летняя девушка может говорить: «А можно я буду вашей дочкой?». И таких детей у меня набралось очень много. С каждым годом появлялись все новые, а старые никуда не уходили. Про них нельзя было просто забыть, потому что они могут что угодно сделать. Они могут покончить жизнь самоубийством. У них очень много проблем. Когда я с ними занималась, все время вспоминала такую игру на «Электронике», когда персонаж бегает и яйца собирает, а они все падают и падают сверху. Нужно быстро бежать, то там подхватить, то там. Ты должен сам к ним прибежать и понять, что с ними не так. И с каждым годом был новый уровень, потому что детей было все больше.

Кадр из фильма «Варя»Кадр из фильма «Варя»© Well Sky Productions

В итоге я сломалась и ушла из вечерней школы. Хотела заняться рисованием. Даже на курсы ходила. Хотела выйти на такой уровень, чтобы продавать картины коллекционерам. Тогда я мечтала свою жизнь повернуть в искусство, и мне совершенно не к месту была эта война в Украине. Мне тогда очень хотелось, чтобы она закончилась, поскольку я на картине не могла больше 10 минут сконцентрироваться. Я пыталась силой заставить себя рисовать, но это было несвободное творчество. «Когда говорят пушки, музы молчат».

До Украины были митинги на Болотной, но я туда не ходила. Я на самом деле до сих пор ругаюсь с людьми из оппозиции, потому что у них происходит какое-то бодание с нашим вторым оперполком, сотрудники которого чаще всего участвуют в задержаниях. Люди выходят на Манежку, их винтят, а пользы ноль. Просто тут надо понимать, в чем цель. Если цель — информировать население, то надо не на Манежку выходить, а наоборот ехать в спальные районы, где тебя куча народу увидят, где с людьми можно поговорить.

Однажды на перемене девочки зажали меня в углу и начали колоть булавками. Вдруг я у них спрашиваю: «А что вы от меня хотите?» Они задумались и говорят: «Мы хотим дружить».

Я честно не понимаю, зачем это стояние для иностранцев в центре столицы. Если у тебя в лоб не получается, то можно это сделать как-то эффективнее. Но пока эта идея выходить куда-то на окраины, она вообще нигде не находит понимания. Я, например, выходила летом в парк 50-летия Октября, где села с плакатиком «Напиши письмо украинскому другу». Никто из полицейских меня там не трогал, хотя это был даже не одиночный пикет, а толку от этого было много, потому что там были гуляющие люди, у них было время, с ними можно было поговорить.

У меня нет какой-то особенной цели. Просто каждый раз садишься и думаешь, что ты можешь изменить. Само понимание того, что ты можешь повлиять на ситуацию, у меня пришло еще в детстве. Помню, один случай. Мне тогда было девять лет. Я училась в английской спецшколе на Мосфильмовской. Был у нас в классе один мальчик — тихий отличник, но вредный-превредный. Он всегда был особняком, никогда не ходил собирать макулатуру и металлолом. Он был хиленький, слабенький, но с ужасным гонором. Всех презирал и на всех ябедничал.

Однажды его решили проучить. Объявили ему бойкот. Но что такое бойкот по-детски? Это когда на уроках не разговаривают, а после уроков — бьют. И вот один раз я поучаствовала в таком бойкоте. Помню, что мне это очень сильно не понравилось. Во второй раз я выступила против бойкота и стала защищать этого мальчишку. Смешно, конечно, но я была сильнее, чем он. Я его провожала до дома, а он, зараза, бросался к бабушке и начинал рыдать и говорить, что его бьют, и показывал на меня пальцем, мол, я била больше всех. Я сильно переживала по этому поводу, но понимала — больше никаких бойкотов.

Кадр из фильма «Варя»Кадр из фильма «Варя»© Well Sky Productions

Потом я перевелась в другую спецшколу с математическим уклоном — самую сильную в то время в Москве. И там у меня тоже был один случай. В восьмой класс набрали очень много учеников из других школ и сформировали два математических класса, но там был еще один общеобразовательный класс, про который учителя вообще забыли. Администрация и все остальные занимались математическим классами, а ребятам из простого класса за это было очень обидно. Дошло до того, что мальчишки из этого класса караулили после уроков «математиков» и избивали их.

Девчонки тоже следовали их примеру. Однажды на перемене девочки зажали меня в углу и начали колоть булавками. Вдруг я у них спрашиваю (я даже не знаю, откуда у меня этот вопрос возник): «А что вы от меня хотите?» Они вдруг остановились, задумались и говорят: «Мы хотим дружить». И дальше это все прекратилось. Это был восьмой класс. Я к тому, что у нас с Украиной — это примерно тоже самое. Ситуация ровно такая, как с теми девочками, которые кололи меня булавками.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249367
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416013
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420330
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425566
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426909