19 июля 2021Театр
167

Жизнь наперекор невозможному

Театральный сезон — 2020/2021 глазами критиков

1 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture«Нана», Александринский театр© Анастасия Брюханова
    Татьяна Джурова

    Я как эксперт «Золотой маски» посмотрела почти все петербургские премьеры сезона-2020/2021 — всего их, наверное, сотня.

    Хочу сказать о резком размежевании «официальной» и «неофициальной» театральной жизни в Петербурге. Это почти биполярное расстройство, когда в государственном театре происходит одно, а в «негосах» что-то совершенно другое — как будто две разные планеты, и в Москве такого нет. Нельзя сказать, что на одной все хорошо, а на другой все плохо, — просто произошел тотальный уход интересных авторов в проектную деятельность. Нельзя сказать, что это борьба за власть или что власть «захватили старики». Здесь другое системное размежевание. Причины, прежде всего, экономические: в театре (и не только) резко стало мало денег. Это именно расслоение доходов, имущественное неравенство, когда нет «среднего класса», а только богатые или только бедные. «Богатые» в этой системе будут держаться за свои привилегии, которые дает им статус. А «негосы» в этой ситуации научились превращать свою бедность в некое программное художественное качество: в помоечный шик, в панк-гранж-эстетику.

    Особых привилегий нет у театров регионов, поэтому директора и худруки охотно приглашают на постановки и Илью Мощицкого, и Николая Русского, и, конечно, Бориса Павловича (в здравой надежде, что эти режиссеры выведут их в топ разного рода премий и фестивалей) — где они часто могут себе ни в чем не отказывать. И «Циолковский» в ярославском Волковском театре, и «Книга непокоя» Ильи Мощицкого в архангельском Молодежном театре — работы режиссерски бескомпромиссные.

    Из важных для меня независимых спектаклей в Петербурге:

    «Первый субботник», спектакль-концерт по короткой прозе Владимира Сорокина, который сочинили Владимир Антипов, Алексей Забегин, Александр Бянкин, железно выдерживает игру с эстетикой соцреализма на уровне как материально-технического, так и актерского воплощения.

    «Интервью В» Романа Кагановича и Театра ненормативной пластики. Самый ненормативный спектакль о Вертинском, вообще без песен, очень личное и очень личностное высказывание прекрасного артиста Сергея Азеева.

    «Дания тюрьма» — первую постановку пьесы Аси Волошиной предпринял Петр Шерешевский в Камерном театре Малыщицкого. Еще одно очень личное высказывание потерянного поколения миллениалов о времени и о себе.

    «Юдифь» Бориса Павловича и фонда Alma Mater в Доме радио — прежде всего, очень сильное аудиальное впечатление. Современный миф, в котором есть постоянное драматическое напряжение между индивидуальностью и архетипом, между частным и универсальным.

    Из «госов» отличный сезон у Александринского театра — отмечу «Нану» Андрия Жолдака, «Товарища Кислякова» Андрея Калинина, «Детей солнца» Николая Рощина. Но если от Жолдака или Рощина мы всегда примерно знаем, чего ожидать, то Калинин по-настоящему удивил. Во-первых (но это не главное), спектакль открыл актера Ивана Труса (экс-премьера белорусского Купаловского театра, поступившего в труппу Александринки год назад. — Ред.). Во-вторых, это очень качественная работа человека, владеющего ремеслом, самыми разными технологиями — пространственными, мизансценическими, это режиссура, проходящая через артиста. Артисты здесь работают в неустойчивом балансе между сочувствием к своему герою и показом, какая этот герой конченая скотина.

    Из других важных для меня премьер в «госах»: «Утиная охота» Романа Кочержевского и «Мама» Ильи Мощицкого в Театре Ленсовета. Илья Мощицкий не просто делает эффектные визуальные работы — он умеет извлекать из артистов их индивидуальное пространство-время.

    А еще в Петербурге сейчас идет седьмой по счету фестиваль «Точка доступа», где можно увидеть проекты людей из регионов — «Общее место» Полины Кардымон и Элины Куликовой, «33 сестры» пермской компании «Немхат» и Александра Шумилина. Запомните, пожалуйста, эти имена! Это настоящий свежий глоток воды посреди театральной засухи.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241706
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249646
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416294
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420533
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425780
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427126