19 июля 2021Театр
164

Жизнь наперекор невозможному

Театральный сезон — 2020/2021 глазами критиков

3 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture«Несолнечный город», БДТ имени Г.А. Тостоногова© Стас Левшин
    Кристина Матвиенко

    Мое общее воспоминание от сезона, когда театры работали наполовину или не работали вообще, таково: вырос уровень рефлексии по поводу театра — и его назначения, важности, нужности. А заодно — назначения, нужности и важности критики и экспертизы. Все это слилось в один поток и определило для меня настроение времени. Сезон-2020/2021 — это не события, а шлейфы.

    Мне кажется, кризисная процедура иногда необходима — она случилась под давлением внешних обстоятельств и продолжает происходить на наших глазах и с нашим всеобщим участием. Кто-то говорит «от себя», кто-то подсасывается к «группе крови» или «партии», но в целом — солидаризируясь с близкими по духу или конфликтно отстраиваясь от других, мы, очень разные по возрасту, опыту, политическим убеждениям и художественным вкусам деятели и наблюдатели, как будто поймали момент и пытаемся его осознать.

    Сущность момента я вижу в возросшей политичности российских молодых художников и одновременно — в возросшей мобильности или гибридности, когда один и тот же художник перемещается по разным стратам арт-сообщества, не теряя способности критиковать это сообщество и его институциональное устройство. Смешанный характер арт-активности я вижу и в том, что одни и те же художники занимаются культурным производством — параллельно комментируя и описывая его, декларируя свои взгляды и намерения, фиксируя свою рефлексию по поводу собственных проектов. Тем самым они занимают место критики, которая не очень, кажется, успевает догонять этот новый странный шлейф в отсутствие событий и чувствует себя растерянной, потому что «событий-то нет».

    Эту ситуацию я чувствую как новую и зыбкую, но нервную, потому что при всем при этом существует цензура — в свою очередь, приобретающая гибридные формы. В результате все подвергается каким-то мутациям. Скажем, социальный театр — хорошая вроде бы вещь, так нет же, государство назначает на него моду, и вот уже хочется отстроиться, потому что все приобретает позитивно-фейковый комсомольский дух.

    Из театра специфического и потому мне интересного я полюбила Романа Михайлова — как режиссера и сочинителя: за спектакль «Ничего этого не будет» в БДТ и за свободу от форматов.

    Из театра нового и свободного от конъюнктуры, а также — от мнений критиков, сообщества и экспертизы есть пермский «Немхат» продюсера и художника Александра Шумилина, чьи спектакли в бассейне, в аэропорту и на дискотеке дышат ровным покоем и незлобивостью.

    Из театра социального и смелого впечатлила работа казанской художницы Ксении Шачневой в Набережных Челнах, которая инклюзивна в самом своем существе и называется очень характерно для времени — «Плюс-минус спектакль».


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249364
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416009
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420327
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425563
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426905