19 июля 2021Театр
164

Жизнь наперекор невозможному

Театральный сезон — 2020/2021 глазами критиков

2 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture«Три толстяка. Эпизод 7. Учитель», БДТ имени Г.А. Тостоногова© Стас Левшин
    Алена Карась

    1. Главная радость сезона связана с витальной силой театра, объявлявшего о своем праве на жизнь наперекор невозможному. Здесь, кажется, проявились стойкие национальные особенности, ухарские и купеческие. Едва оправившись после предыдущего рухнувшего сезона и латая бюджетные дыры, театры Москвы и Петербурга ринулись демонстрировать свое непобедимое могущество. Подобно Вальтеру Беньямину, писавшему о роскоши театральной Москвы 1920-х годов, можно было подивиться шику московских и питерских спектаклей в трудный сезон-2020/2021.

    2. Лучшим спектаклем для меня стали «Братья Карамазовы» Льва Додина в силу их неожиданности. Компактно уложив в два с половиной часа основные линии романа, оставшись в границах реализма, Додин развернул его в аскетичную, совсем не пафосную мистерию. Лишенные прилипших к ним за полтора века жанровых окрасок, семь персонажей Достоевского стали терять свои привычные свойства, отражаясь друг в друге и рикошетом — в нас. Мы видим их и себя как будто Оттуда, с содроганием и состраданием. Покаянное чувство возникает из возможности услышать в чудовище неслышимую раньше проповедь любви.

    3. В «Горбачеве» Алвис Херманис размышляет о природе Документа в театре, очень точно проблематизируя его эстетическую природу: он ведь лжив — или, точнее, неточен. В документе мы не смогли бы, возможно, узнать о том, что думает умный и очень образованный латвийский режиссер о человеке, изменившем лицо мира и давшем своей стране шанс на независимость. Он — подобно тому, как в спектакле все время переодеваются и примеряют новые маски его персонажи, — надевает на спектакль маску мелодрамы. Но это не «Ромео и Джульетта», это история о том, из чего родился и как перестал существовать политик Горбачев. Миронов и Хаматова создают виртуозные маски. Но раздражающе всплывает вопрос: почему про перестройку мы в этом спектакле услышим только один раз? В решительный момент августа 1991-го, когда ему нужно было быть на митинге, где торжествовали победу сторонники Ельцина, он предпочел держать за руку жену, которую после форосских переживаний разбил инсульт. «Я все-таки был женат не на стране, а на этой женщине», — скажет он. Кто еще мог бы так сказать? Возможно, последний российский самодержец… Независимо от того, какова была интенция Херманиса, на этом материале он создал интересный опыт взаимных превращений документа и архиусловной театральной формы — мелодрамы.

    4. «Сын» Юрия Бутусова в РАМТе — мелодрама, превращенная в философскую притчу. Пьеса Зеллера о сыне, переживающем драму родительского развода со всей силой отроческих чувств, вызвала у Бутусова поток надрывных, предельных, экспрессивных и даже экспрессионистских образов. Именно эта интонация смятенного, вышедшего из пазов мира сделала спектакль хитом сезона. Его чеканной формулой стал продуманный и блестяще воплощенный экспрессионистский стиль 10-х — 20-х годов ХХ века, и само по себе это работает не менее впечатляюще, чем травестийная перемена, когда Сына играет именитый Евгений Редько, а Отца — молодой и великолепно работающий Александр Деветьяров. Нынешняя эпидемия юношеских самоубийств — мунковский крик о варварском устройстве мира. Но если первый акт мощно отсылает нас к самым известным творениям экспрессионизма, в том числе театрального, то второй, на мой взгляд, вновь превращен Бутусовым в рассказ о самом себе и трагической судьбе художника. Для меня это становится этической границей, на которой мое восхищение спектаклем останавливается.

    5. Залóм времени, возвращающий нас в годы тотальной несвободы, становится предметом философского опуса Андрея Могучего «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель». Начатый как оммаж революции (1924), роман Юрия Олеши вскоре стал пророчеством о тоталитаризме и восстании. В очередном эпизоде сериала Могучего и художника Александра Шишкина засыпанное песком прошлое выходит из небытия, чтобы вновь покрыться песком. Сергей Дрейден (Учитель Туб) безостановочно ворчит, раздраженно покрикивает на существ в пионерских галстуках — идиоты, двойники, нелюди, откуда они взялись? Из небытия истории — или из одного жеста, не сделанного Тубом? Потому так радостно блестит взгляд Туба, когда он слышит исповедь Гаспара про написанный на Учителя донос. Ему-то самому предстоит покаяться в большем. И Дрейден ведет эту тему так, как советовал Шаламов, — через личный опыт: с ним самим в далеком детстве случилась схожая история. Да и кто, кроме него, смог бы принести в текст спектакля, творимый из множества философских фрагментов, столько личной интонации, с такими отчаянными смирением и свободой рассказать здесь и сейчас о случившемся много лет назад.

    Здесь тоже решается проблема документа в театре. Она соседствует в «Учителе» с эзотеричностью — но каким-то особым образом: как ожог опыта, который с изуверской и предательской повторяемостью обрушивается на новые поколения, заставляя вязнуть в песках времени. Лишь когда возникают на стенах проекции документов — фотографий детей репрессированных, становится чуть не по себе… Как будто театру не хватило вполне «документальной» исповеди Дрейдена. Как будто нужны еще какие-то доказательства ада — тогда почему того, а не этого? А ведь этот все больше становится похож на тот. Или это случайное совпадение?

    6. Ахматовская «Дорога не скажу куда» в ЦДР стала пятым совместным спектаклем режиссера-тренера Клима и актрисы-композитора Натальи Гандзюк внутри проекта «Служение слову». Актриса превращает себя, свой голос в проводника другого голоса. Мы присутствуем при лирическом исповедании эпического рассказа о русской трагедии. История России ХХ века увидена как будто в эсхатологической оптике. Наталья Гандзюк соединяет в себе две ипостаси Ахматовой: одна — романтическая затворница ранних стихов — неподвижно сидит на венском стуле то в профиль, то спиной к залу; вторая бродит между лежащими зеркалами, точно среди могил. Так она проходит не только через пространство, но и через время, превращая лирический документ в огромное эпическое повествование. Совершенно в беньяминовском духе прошлое соединяется с настоящим — и в нем обретает надежду на спасение.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249366
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416011
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420329
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425564
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426906